Проект «Моя Родина - Россия»
Вид проекта: практико-
ориентированный
Возраст
детей: старшая группа (дети 5-6 лет)
Авторы: Проскурина О.Н., Журавлева И.Г.
(воспитатели группы)
Цель: формирование представлений о
родине, её истории, национально- культурных традициях, о символах России.
Задачи:
∙
Познакомить детей с Россией как стране большой и красивой; символами
государства (герб, флаг, гимн);
∙ Формировать
интерес к русским традициям и промыслам;
∙
Вызывать у детей желание слушать произведения устного русского
народного творчества;
∙ Развивать
интерес к народным подвижным играм;
∙ Воспитывать
у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Сроки и этапы реализации.
1
этап – подготовительный.
·
сбор и анализ методической литературы
·
обработка периодической печати
·
написание плана реализации проекта
·
распечатки из интернета по данной теме
·
подборка наглядного материала
(иллюстраций, фотографий и т.п)
2
этап – основной
3
этап – итоговый
·
предоставление разработки проекта
·
итоговое мероприятие
·
выставка продуктов детской деятельности
Продолжительность проекта: проект реализуется в течение
учебного года- долгосрочный.
Исполнители: дети,
воспитатели, родители, музыкальный работник. Физкультурный работник.
: познавательное
развитие
продуктивная деятельность
музыкальное и физическое
развитие
социально-личностное развитие.
Предполагаемый результат:
1.
Освоение доступных знаний о родной
стране, её истории и традициях.
2.
Приобретение навыков социального общения
с взрослыми и сверстниками.
3.
Сформируется интерес к русским
традициям, произведениям устного народного творчества.
4.
Активное участие детей в выставках,
конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Список используемой
литературы:
1.
О.Л.Князева «Приобщение к истокам
русской народной культуры».
2.
М.Н.Мельников «Русский детский
фольклор».
3.
В.В.Гербова «Книга для чтения в детском
саду».
4.
Л.С.Куприна «Знакомство детей с русским
народным творчеством».
5.
О.В.Дыбина «Что было до…» (Игры –
путешествия в прошлое предметов).
6.
С.К.Кожохина «Сделаем жизнь наших
малышей ярче».
7.
Н.Ф.Виноградова «Моя страна Россия».
8.
Периодические издания «Дошкольная
педагогика», «Обруч», «Старший воспитатель», «Солнечный зайчик».
Актуальность данного проекта.
С первых лет жизни
ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить
в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и
индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры,
осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать
себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с
народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость
движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение
к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития
патриотических чувств.
Одной из
воспитательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим
миром, с обществом, в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в
повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной
деятельности. Причем основная работа проводится именно в повседневной жизни и
режимных моментах. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло
своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество
и результат воспитания дошкольников на идеях народной педагогики, является
взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей.
Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.
Тема
|
Сбор
информации
|
Реализация
проектов через организацию детской деятельности в центрах активности
|
Готовый
продукт
|
Задачи темы «Знакомство с Россией»:
1. Постоянно поддерживать активный интерес детей
5-6 лет к родной стране, укреплять и
стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.
2. Познакомить детей с символами государства, с
разными национальностями, населяющими Россию, обратить внимание на
разнообразие природы.
3. Поддерживать
свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстками по поводу результатов
собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и
предложениями.
|
Знакомство
с Россией
|
Обогащение
предметно- развивающей среды (карта и символика России)
Подбор
соответствующей литературы
Подбор
наглядного материала (иллюстраций, фотографий и т.п)
|
Разговор с
детьми о том, где они отдыхали (рассказы детей из личного опыта)
Беседа
«Россия- Родина моя»
Рассматривание
герба и флага России.
Чтение
стихов о России (библиотечка в группе)
Рассматривание
в книжном уголке иллюстраций, книг о
России.
Рассматривание
в книжном уголке иллюстраций о природе России
Словесная
игра «Подбери словечко»
Сюжетно-ролевая
игра «Путешествие»
|
Рисование
«Флаг России»
Оформление
выставки «Символы России»
|
Задачи
темы «Хлеб - всему голова!»:
1. Дать
детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку
каждый день).
2. Уточнить
представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
3. Воспитывать
уважение к труду хлеборобов.
4. Познакомить
детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью.
5. Вызывать
интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.
|
Хлеб –
всему голова!
|
Рассматривание
букета из ржаных и пшеничных колосьев.
Беседа о
русском обычае встречать гостей с хлебом-солью. Рассматривание репродукции
И.Шишкина «Рожь»
|
Центр
исследования и экспериментирования: сравнение пшеничной и ржаной муки,
изготовление соленого теста.
Лепка
«Каравай-каравай», «Ай, качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи» Аппликация
«Укрась рушник»
Слушание
частушек в аудиозаписи
Игры:
«Каравай», «Молчанка», «Сахаринка»
|
Оформление
выставки с зерновыми культурами и разными видами хлебобулочных изделий
Развлечение
со взрослыми и детьми «С хлебом-солью всякая шутка хороша!»
|
Задачи
темы «Посуда»:
1. Расширять
представления детей о многообразии изделий народно-прикладного искусства.
2. Познакомить
детей с предметами домашнего обихода, с деревянными изделиями и их украшением
(резьба, роспись).
3. Воспитывать
уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за
мастерство русского народа.
4. Развивать
художественную , творческую деятельность детей.
|
Посуда
|
Рассматривание
разных видов посуды: чайная, столовая и пр.
Рассказ о
чае, чаепитии
|
Рассмотреть
хохломские столики и стульчики, предметы посуды.
Роспись
силуэтов посуды
Лепка
«Чашка с блюдцем»
Сюжетно-ролевая
игра « К нам гости пришли»
Ситуация
«Напоим гостей чаем»
|
Развлечение
«Чай, чай, не скучай!» (чаепитие)
|
Задачи
темы «Русский народный костюм»:
1. Расширять
представления детей о жизни русского народа в старину.
2. Продолжать
формировать потребность в познании рукотворного мира; вызывать интерес к
старинной обуви и одежде.
3. Развивать
сообразительность и смекалку при отгадывании загадок, умении использовать
речь доказательство.
4. Познакомить
с предметами русского народного костюма мужчин и женщин Руси.
5. Вызывать
эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения.
|
Русский
народный костюм
|
Рассматривание
в книжном уголке открыток и фотографий с изображением людей в русских
национальных костюмах.
Рассматривание
картины «Хоровод» из серии«Наши маленькие друзья»
|
Рассматривание
кукол в русских национальных костюмах.
Игры детей
с куклами в русской национальной одежде.
Раскрашивание
изображений русской национальной одежды.
Подвижная
хороводная игра «Из-за леса, из-за гор…»
|
Организация
выставки «Русский национальный костюм»
Дефиле
детей в русских народных костюмах.
|
Задачи
темы «Знакомство с профессиями на Руси»:
1. Формировать
представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда;
помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение
потребностей людей.
2. Воспитывать
уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать
ценностное отношение к предметному миpy, как результату человеческого труда;
накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания,
материалам для детского творчества.
3. Способствовать
развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые
обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада
и семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание,
добросовестное и ответственное отношение к делу, товарищество и другие
личностные качества.
|
Знакомство
с профессиями на Руси
|
Беседы о
профессиях. Чтение стихотворения Н.Найденова «Ольга Павловна».
|
Экскурсии
в прачечную детского сада, на кухню, в медицинский кабинет.
Дидактическая
игра «Что кому нужно для работы?».
|
Оформление
альбома «Профессии Руси»
|
Задачи
темы «Расписные игрушки»:
1. Расширять
представления детей о предметном мире как результате трудовой деятельности
взрослых.
2. Формировать
умение познавать предметы ближайшего окружения, выделять их особенности,
строение.
3. Развивать
представления детей о многообразии предметного мира материалов (бумага,
картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса), познакомить детей с
их отличительными признаками (бумага размокает, рвется, горит, стекло
бьется).
4. Побуждать
детей делать выводы на основе экспериментирования («Этот материал прочный, а
этот — ломкий»), выделять качества и свойства, присущие предметам и материалам.
|
Расписные
игрушки
|
Беседа «Из
чего сделаны игрушки?»
Рассматривание
матрешек, дымковских игрушек.
Рассказывание
о русских народных играх.
|
Рассказывание
русской народной сказки «Глиняный парень» с показом настольного театра.
Лепка
«Кукареку, петушок»,
Русские
народные подвижные игры «Курочка-рябушечка», «Где был Иванушка?»,
«Гуси-лебеди», «У Медведя во бору».
|
Оформление
выставки народных игрушек.
Презентация
проектов «Моя любимая игрушка»
|
Задачи
темы «Зимушка-зима»:
1. Развивать
у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой
зимнего пейзажа.
2. Формировать
художественно-эстетические переживания при любовании репродукциями картин
русских художников.
3. Познакомить
детей с зимними русскими народными праздниками; традициями ряжения,
колядования.
4. Воспитывать
чувство гостеприимства, умение быть благодарным.
5. Вызывать
интерес к русскому народному художественному слову.
|
Зимушка-зима
|
Беседа с
детьми «Здравствуй, зимушка –зима, хорошо, что к нам пришла!»
Беседы с
детьми о традициях в семье.
Рассказывание
о традиции встречать Новый год.
Рассказ о
празднике «Зимние Святки», традициях ряжения, колядования.
Чтение
сказки «Два Мороза», В. Данько «Что случилось в Новый год?»
|
Отгадывание
загадок о зиме и зимних явлениях.
Рассматривание
иллюстраций и фотографий с зимними пейзажами России.
Изготовление
новогодних игрушек и гирлянд.
Игра
«Мороз», «Дед Мороз», «Два Мороза», «Шла коза по лесу»
Русская
народная хороводная игра «Как на тоненький ледок…»
Рисование
«Волшебный мешок Деда Мороза»
Составление
писем Деду Морозу.
|
Украшение
группы к новогодним праздниками.
Презентация
проектов «Ай, да елка, что за диво!»
Веселое
рождество
Зимние
Святки
|
Задачи
темы «Богатыри. Встреча с былиной»:
1. Дать
понятие детям о традиции охраны русской земли на примере трех богатырей Ильи
Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
2. Воспитывать
желание быть похожим на храбрых защитников Отечества.
3. Дать
понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности,
решительности, доблести защитников Отечества.
4. Развивать
интерес к русским народным былинам и сказаниям; передавать свое отношение к
содержанию произведений.
|
Богатыри.
Встреча с былиной.
|
Рассказ о
традиции охраны родной земли, своей Родины.
Беседы с
детьми о папах и дедушках, которые служили в армии.
Беседа с
детьми
«Наша
армия родная»
Чтение
рассказа Я.Длуголенский «Что могут солдаты?»
Чтение
стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
|
Рассматривание
иллюстраций снаряжения воина Руси.
Рассматривание
памятников русским солдатам – защитникам Отечества.
Рассматривание
в книжном уголке иллюстрации об армии: различные рода войск, тренировки
солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне. Рассматривание
репродук-ции триптиха П. Корина «Александр Невский»
Слушание
«Богатырской симфонии» С. Бородина, песни «Солдатушки, бравы ребятушки!»,
«Русский парень» в исполнении А.Гомана.
Рисование
«Богатыри земли русской»
|
Развлечение
с папами и дедушками «День защитника Отечества»
Выставка
фотогра-фий «Идет солдат по городу»
Изготовление
сувениров для пап и дедушек к празднику.
Спортивный
праздник «Полоса препятствий»
|
Задачи
темы «Печка-матушка»:
1. Вызывать
у детей интерес к истории и культуре русского народа.
2. Познакомить
с русской печкой, ее назначением, развивать умение видеть созвучие
словосочетания «печка-матушка».
3. Развивать
у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому
родному человеку, уважение к ее труду.
4. Продолжать
знакомство с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц
и поговорок; побуждать желание исследовать и искать слова.
5. Познакомить
детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом
масленицы, обрядовой едой – блинами; Обрядовыми песнями, играми.
|
Печка-матушка
|
Беседа с
детьми «Как печка помогла героям сказок».
Рассказ о
народном празднике.
Чтение
стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»
Чтение
рассказа Н.Артюховой «Трудный вечер»
Чтение
рассказа С.Баруздина «Мамина работа», А.Майков «Мать и дети»
|
Рассматривание
печки в иллюстрациях к сказкам «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «По
щучьему велению…», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка»
Рассматривание
репродук-ции картин В.Кустодиева «Масленица», И.Суриков «Взятие снежного
городка»
Русские
народные игры «Заинька серенький», «Бабка Ежка», «Арина», «Золотые ворота»
Слушание
песен в аудиозаписи «Ох, вставала я ранешенько…», «Ой, блины мои, блины»,
Ю.Чичкова «Наши мамы самые красивые»
Рисование
«Как мы маме помогаем» с организацией выставки рисунков.
|
Развлечение
«Едет Масленица дорогая!»
Проведение
праздничного мероприятия ко Дню 8 марта.
Изготовление
сувениров для мам и бабушек.
Литературная
викторина «Из какой мы сказки?»
|
Задачи
темы «Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота!»:
1. Развивать
у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие
пейзажной живописи на примере репродукций картин русских художников.
2. Показать
взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
3. Познакомить
детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать
интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи.
4. Воспитывать
гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
|
Идет
матушка-весна – отворяй-ка ворота!
|
Беседа о
весне, весенних явлениях и изменениях в природе.
Беседа о
русской традиции празднования Светлой Пасхи.
Чтение
стихотворения Г.Бойко «Туча прячется за лес…», сказка «Снегурочка»
Рассматривание
репродукции картины И.Левитана «Большая вода».
|
Рассматривание
деревянных писанок и крашенок.
Слушание
колокольного звона в аудиозаписи.
Дидактические
игры «Солнышко», «Скажи какое»
Народные
игры: хоровод «Трава моя, травушка», «Катание яиц», «Чье яйцо дольше
прокрутится?», «Стуканье яиц», «Солнышко», «Карусель», «Катание на качелях»,
«Летал, летал воробей»
Рисование
или аппликация трафаретов из разноцвет-ной самоклеящейся пленки «Роспись яиц»
|
Выставка
расписных яиц.
Чаепитие с
куличом, яйцами
Пасха
|
Задачи
темы «Русская Красавица»:
1. Рассказать
детям о символе России – березе, символе красоты русской природы.
2. Познакомить
детей с многообразием стихов и песен, сложенных о березке русским народом.
3. Развивать
стремление к познанию, пробудить интерес к природе через
художественно-поэтическое творчество.
|
Русская
красавица
|
Рассматривание
репродукций картин (А.Куинджи «Березовая роща», И.Бродская «Опавшие листья»,
И.Грабарь «Осенний день»
Чтение
стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую»
Чтение
сказки «Полевая березонька»
|
Игра
«Береза – белая подруга»
Хоровод
«Березка»
Пение
русской народной песни «Во поле березка стояла…»
Песня
«Березонька» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко
|
Досуг
«Березонька кудрявая»
Выставка детских
рисунков «Люблю березку русскую»
Развлечение
«Коса – девичья краса!»
|
Ожидаемые результаты.
При условии реализации
данного проекта возможно получить следующие результаты:
Система
воспитательно-образовательной работы в данном направлении предоставит
возможность реализации познавательной и воспитательной задач через разные виды
деятельности: рассматривание репродукций картин или предметов
декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки,
рисование, лепку. Сюжетно-тематическая организация деятельности детей позволит
сохранить их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении
всей темы.
Использование
различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального
настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной
деятельности. Потешки, прибаутки, припевки, скороговорки вызывают у детей
положительные эмоции, развивают их воображение, способствуют развитию
дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее
обогащению. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки,
побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов,
создают интерес к разным видам деятельности. Народные игры влияют на умственное
развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств,
укрепляют его здоровье.
Именно игровая форма
организации детской деятельности способствует успешному усвоению фольклорного
языка, развитию сотрудничества детей и взрослых,
положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание
индивидуального и современного творчества детей, педагогов и
родителей: традиционное проведение народных праздников, организация выставок
работ по художественно-творческой деятельности, украшение интерьера группы,
создание аудиотеки с набором русских народных песен и мелодий и т.д.
Положительные
результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку
прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают
постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной
культуры.
Используемая литература
1. Алешина
Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
Средняя группа. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2002.
2. Бойчук
И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста
с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2009.
3. Ботякова
О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам ДОУ. –
СПб.: «Детство-пресс», 2004.
4. Виноградова
Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста/
Н.Ф.Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
5. Дошкольная
педагогика. № 1, 2010.
6. Дошкольное
воспитание. № 4, 2009.
7. Муравьева
Л., Рудишина Т. Сокровища России: Энциклопедия. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000.
8. Народный
календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному
образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии
праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Николаева С.Р., Катышева
И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
9. Перова
О. Наша Родина Россия / Ольга Перова. – М.: Эксмо, 2011.
10. Русский
праздничный костюм. Редактор-составитель Дорофеев Ю. М.: «Мозаика синтез»
11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА… Знакомство детей с
русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:
«Детство-пресс», 2000.