"План,дело,анализ"- и снова про утренний, вечерний круг и центры активности

15.02.2022

Многие детские сады стараются идти по актуальным на сегодняшний день инновационным «доброжелательным» технологиям. Одной из таких технологий является технология «План-дело-анализ», (проект Л. В. Михайловой-Свирской). Эта технология  выбрана не случайно, именно она помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуальные – неповторимые черты. Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален, не может быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей. Каждый из них приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему. Технология «План-дело-анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активным и в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Работу необходимо начать с анализа и пополнения РППС в группах, создав «Центры активности», стимулирующие детскую инициативу и самостоятельность. Организация не пересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутриигровой зоны, творческие, сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволит всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Для этого мы использовали карточки самоанализа. Анализ карточек позволит педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогических действий. Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду - в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами – посредством многофункциональных легко трансформируемых элементов (поролоновые модули, пространственные конструкторы, ширмы, низкие устойчивые плоскости и др.).

Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды: ее содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.

Однако роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важное, но непосредственное участие в свободной игровой деятельности: побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений путем реализации. Данную технологию называют «дневным циклом жизнедеятельности детей», так как состоит она из 3-х ёмких и достаточно продолжительных компонентов, которые реализуются в течение всего дня и включает в себя:

«План» : «Утренний групповой круг» -на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.);

«Дело» : «Деятельность в центрах активности» - самостоятельная или совместная деятельность в центрах активности;

«Анализ» : «Вечерний круг» - на котором подводятся итоги.

Одним из главных элементов данной технологии является Утренний групповой круг, в группах он может начинаться со звона колокольчика. Дети берут подушечки, садятся в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Желаем друг другу хорошего настроения и доброжелательного отношения. На детском совете дети делятся друг с другом знаниями, новостями.

Утренний групповой круг – беседа с детьми, в которой осуществляется планирование видов деятельности самими детьми (места работы, материалов, партнёрства и пр., индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности в течение дня.

Идет совместное обсуждение правил: не перебивать друг друга, слушать и слышать других, быть ответственным за свой выбор. Далее могут идти сюрпризные моменты, которые соответствуют теме недели, а так же презентация «Центров активности».

Чем позитивнее организовано утро, тем продуктивнее пройдёт день. Для этого можно использовать модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где можем узнать?». В начале предложите детям вспомнить тему недели ( например: «Моя семья»). Расскажите детям, какие центры сегодня работают (искусства, конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, а затем намечаем и записываем наши дальнейшие дела.

Например, какие интересные дела они могут выполнить сегодня:Хочу такой сайт

• В центре познавательно-исследовательской деятельности - приготовить из соленого теста пироги,

• В центре конструирования – построить дом из конструктора «Тико»,

• В центре изобразительного творчества – изготовить книжку–малышку,

• В центре физического развития – устроить игры-соревнования,

• В центре развивающих и сюжетно-ролевых игр – поиграть в настольные и дидактические игры, «Ателье», «Семья».

После того, как дети выбрали центр, они обозначают свое решение на доске, на ней обозначены все центры и количество детей, которое может находится в каждом центре сегодня. В результате у ребёнка остаётся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность.

Затем дети расходятся по центрам, а воспитатель наблюдает за деятельностью детей в центрах активности или находится в каком-нибудь центре, если требуется помощь воспитателя.

Вечерний круг (дети также берут подушечки, садятся на них) проводится после полдникаежедневно. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.

Все работы раскладываются в центре их мастеров–им нужно будет представить то, что они сделали. В этом помогают вопросы:

-Кто хочет рассказать о своей работе?

-Получилось ли у тебя, что ты задумал?

-Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?

Дети с интересом рассказывают о своих работах. Воспитатель радуется вместе с детьми их успехам, удивляется, восхищается. (Молодец! Здорово! Как это у тебя получилось! Кто тебе помогал). Подводятся итоги дня, дети делятся впечатлениями, обсуждают с воспитателем и планируют дела на следующий день.

Данная доброжелательная технология - «План, дело, анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности. Дети сами могут делать выбор в рамках темы недели, самостоятельно определять последовательность и продолжительность выполнения выбранной деятельности, реализовать свои интересы и потребности в общении, игре и других видах деятельности, самостоятельно принимая решение об участи или не участии в общем проекте или в конкретном действии.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.02.2022

Дата обновления: 15.02.2022

Дата публикации: 15.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».