"Рефлексивный круг"-доброжелательные технологии

15.02.2022

«Рефлексивный круг»  направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично.

Начиная с младшей группы «рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.  Целью этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после события. Также после проблемной педагогической ситуации. В последних двух случаях «рефлексивный круг» проводится спонтанно и поэтому педагог должен быть всегда готов правильно организовать обсуждение.

Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя. Для эффективности обсуждения во время кругов используем свечу, которая ставится в центр круга, и любой предмет, которую дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.

Задачи педагогической технологии «рефлексивный круг» следующие:

-       сплочение детского коллектива;

-       формирование умения слушать и понимать друг друга;

-       формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

-       обсуждение планов на день, неделю, месяц;

-       развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

-       привлечение родителей к жизни детей ДОО.

Темы «Рефлексивных кругов» рекомендуются по темам «Ситуации месяца». Например, по ситуации месяца «Мальчики и девочки» могут быть следующие темы: «Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)»; «Что влияет на наше настроение?»; «Зачем мы питаемся?»; «Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)». Темы «Кругов» могут определяться индивидуально в группе с воспитателем по обстоятельствам, например, если в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» может проводится сразу после происшествия.

Для того чтобы обсуждение проходило эффективно, лучше поделить группу на две подгруппы (чтобы дети не уставали), и по кругу передавать свечу во время ответов на вопросы. Обсуждение в подготовительной к школе группе занимает 10-20 минут, а в младших от 5 до 10 минут.

Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например«Чем мы сегодня будем заниматься?»«Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?»«Что делать, если хочется подраться?» и т. д.

Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Между воспитанниками складываются отношения в психологически безопасной форме.

 

Виды рефлексивных кругов.

 

Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых. 

Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению… 

 

Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.

Еженедельный итоговый круг.

             Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

 

 Т е м а: Я И МОИ ЭМОЦИИ

 

Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать спо­собность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.

 

Материал: пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.

 

Содержание

Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изо­бражением различных оттенков настроений.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение. (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т.д.)

А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы: улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).

В о с п и т а т е л ь: Послушайте шуточное стихотворение «Муха-чистюха» Я.Бжехва.

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье,

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах, Хочу такой сайт

Сказала: - Я больше не в силах! 

Ужасно – ужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

Воспитатель: Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.

 

Т е м а: КАК Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ

 

Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать позитивное отношение к другим людям, сплоченность группы.

 

Материал: колокольчик, «волшебные» очки.

 

Содержание

Дети сидят в кругу.

В о с п и т а т е л ь: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться... и т. д. Молодцы!

Педагог показывает детям «волшебные» очки.

В о с п и т а т е л ь: Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга.

Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа.

А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?

Дети высказывают свое мнение.

В о с п и т а т е л ь: Волшебные очки помогли вам увидеть что-то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить мир к лучшему.

 

  Темы рефлексивных кругов

 

1.С кем я летом подружился.

2. Что я хотел бы изменить в группе.

3.  С кем я хотел бы дружить в группе.

4.  Кто такой воспитатель.

 

5. «Я послушный»

6.  «Как я помогаю маме»

7.  «За что надо извиняться?»

8.  «Страна, где я живу»

9.   «Как быть послушным»

10.  «Кто должен извинятся?»

11. «Как и чем можно украсить елочку в новый год».

12. «Моё новогоднее желание».

13 «Как помочь птицам зимой».

14  «Как нужно вести себя на утренниках»

15. «Мамины и папины помощники».

16. «Мальчик обидел девочку»

17. «Девочке не хватило места»

18. «Зачем нужны волшебные слова» Что интересного в космосе.

19. Когда мне радостно.

20. Как помочь нашей планете.

21. Что я больше всего люблю.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.02.2022

Дата обновления: 15.02.2022

Дата публикации: 15.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».