Речевое развитие дошкольников: проблемы, возможности их решения

12.12.2021

Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных. В чем причины? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А может быть и первое, и второе, и третье.  Типичные проблемы развития речи дошкольника односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, составить рассказ по серии картин, сюжетной картине, творческий рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Недостаточно развитое фонематическое восприятие и неумение проводить звуковой анализ слов. Нарушения звукопроизношения и дикции. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.Условия успешного речевого развития в детском саду

1.      Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

2.      Создание условий для развития общения и речи детей:

— педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; —  побуждают детей к речевому общению между собой.

3.                  Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

— речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; —  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

4.                  Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); —  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

5.                  Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

— обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; —  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; — обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); —  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

6.                  Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; —  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

7.                       Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; —  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

8.                  Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

9.      Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

—  стимулируют детей комментировать свою речь; —  упражняют в умении планировать свою деятельность.

10.              Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

11.  Педагоги поощряют детское словотворчество.Хочу такой сайт

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.Условия успешного речевого развития в семьеНепременным условием для успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:

1.      Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2.      Создание условий для общения с другими детьми.

3.      Совместные игры взрослого и ребенка. Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.

4.      Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью.

5.      Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.

6.      Удовлетворение любознательности ребенка. Не оставлять без ответа вопросы ребёнка. Дать ребёнку возможность приобретать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.

7.      Чтение художественной литературы. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

8.      Разучивание стихов. При заучивании стихотворений с детьми решаются сразу несколько задач: научить выразительно читать его перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.

9.      Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

11.              Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.

12.  Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.12.2021

Дата обновления: 12.12.2021

Дата публикации: 12.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».