ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

12.10.2020

1-ЫЙ КОМПОНЕНТ - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

 
      • СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЁНКА ИДТИ В ШКОЛУ
      • ИНТЕРЕС К ШКОЛЕ
      • ЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ НОВОЕ
 

Чтобы определить, насколько развита она у дошкольников, можно задать ребёнку несколько вопросов типа:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Что в школе самое важное?
  • Что самое интересное?
  • Если бы ты не ходил в д/с, чем бы ты занимался дома?

Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового.

 

Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребёнку мяч, проговаривая начало предложения, ребёнок должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению.

Я стараюсь…

Я думаю о том, чтобы…

Я был(а) бы рад(а)…

Я надеюсь, что…

Я уверен(а), что…

Я мечтаю…

Я хочу…

 

2-ОЙ КОМПОНЕНТ- ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

 

У ребёнка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить и т.д.).

 

Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию у ребёнка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование.

 

Начать лучше с обучения работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребёнок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнеся их по форме, цвету, размеру.

 

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты:

 

1. Ребёнок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом – это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.

Для этого ему необходимо соблюдать определённую последовательность сборки, т.е. иметь чёткую программу исполнительских действий (алгоритм).

 

2. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, цвет и форму блоков конструкции.

 

3. Но и это ещё не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, т.е. постоянно сверять полученные результаты с эталоном.

 

4. По окончании сборки попросите ребёнка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если вы заметили, что малыш допускал ошибки на каком-то этапе сборки, проанализируйте вместе с ним их причины. Попросите ребёнка внести необходимые исправления.Хочу такой сайт

 

Одним из распространённых упражнений по развитию произвольности, максимально приближённых к условиям учебной деятельности является «Графический диктант».

 

Ребёнку даётся образец геометрического рисунка, выполненный на листе бумаги в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо- влево, вверх-вниз).

  

Ребёнок, поступая в 1-й класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придётся наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти своё место в нём. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе. Качества, от которых зависит умение 7-летнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к 3-му компоненту готовности к школе:

 

3-ИЙ КОМПОНЕНТ - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

 

На развитие этого компонента направлено упражнение: «Найди своё место». Поиск своего места в группе сверстников- едва ли не самое важное для школьника занятие. Мы предлагаем игровой, шуточный тренинг такого поиска, из которого взрослый может вынести мораль: всем есть место в этом классе, каждый может его найти, но никто не в состоянии сделать это без помощи других детей.

 

В начале игры нужно как следует «перемешаться». Дети свободно передвигаются по небольшому пространству, очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество ребят. Знак приветствия можно выбрать любой- лёгкое похлопывание, поглаживание по голове, прикосновение друг к другу ладонями правой руки… Для дальнейшей игры важно, чтобы знак приветствия был тактильным. По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. Варианты:

  • с закрытыми глазами, не произнося ни звука, выстроиться в шеренгу по росту;
  • выстроиться в алфавитном порядке.
  

Очень важен для успешного обучения в школе:

 

4-ЫЙ КОМПОНЕНТ - УМСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • развитие восприятия;
  • развитие наблюдательности;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.

Ребёнок должен знать:

  • что такое: «слева», «справа», «вверху», «внизу», различать вчера, сегодня, завтра;
  • уметь описать предмет имеющий сложное строение: выделить детали, их форму, цвет;
  • из 10 сказанных слов называть на память 8-9;
  • по плану комнаты находить спрятанную игрушку;
  • уметь классифицировать предметы по существенному признаку;
  • уметь называть антонимы слов;
  • придумывать рассказ по серии картинок.
  

5-ЫЙ КОМПОНЕНТ- УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

 
  • умение слушать и слышать взрослого;
  • подчиняться его указаниям;
  • планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.

Ребёнок может планировать свою деятельность если он в любой ситуации может ответить на вопросы:

Что ты будешь делать?

Как ты будешь делать?

Какие предметы тебе понадобятся?

Как ты сделал - хорошо или плохо?

Что у тебя получилось хорошо, а что не очень?

Из всего сказанного следует, что готовность к школе оценивается совсем не по тому, умеет ребёнок читать и писать или нет. Существуют простые и доступные способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые чтобы подготовить ребёнка к школьному обучению.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.10.2020

Дата обновления: 15.10.2020

Дата публикации: 12.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (473) 266-28-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».