organized

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….…….……………………………………………………...3
1.

Цели и задачи программы дополнительного образования………………………………………………………………7

2.

Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации программы

дополнительного образования………………………………………………………………………………………………………….9
3.

Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования…………………………………………...16

4.

Календарно-тематическое планирование...……………………..……………………………………………………….22

5.

Взаимодействие с участниками образовательных отношений………………………………………………………...34

Список использованной литературы……………….…………………………………………………………………………35

2

Пояснительная записка
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!».
С.А. Есенин

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении
жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом,
двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и
родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и
общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,

3

приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоциональнодейственного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Дополнительная образовательная программа «Моя Родина – Воронежский край» разработана с учетом
социокультурных, исторических, географических, природных особенностей города Воронежа и Воронежской области.
Введение в основную общеобразовательную программу регионального компонента предусматривает приобщение
ребенка к малой родине: культурному наследию, народным традициям, природе родного края. Отражая своеобразие
прошлого и настоящего времени, оно способствует реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Программа дополнительного образования (кружка) «Моя Родина – Воронежский край» - один из путей
совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно-патриотической направленности с
учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп (5-7) лет и рассчитана на 2 года
обучения.
Содержание программы может быть успешно реализовано путем интеграции всех образовательных областей, т.к.
краеведческий материал является основой для осуществления разнообразной совместной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность работы по всем
направления программы, способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном крае.
Использование регионального компонента определяет содержание работы по следующим взаимосвязанным между
собой направлениям:
1. Природа родного края.
2. Путешествие в историю.
4

3. Наш край сегодня.
4. Их именами славен край.
5. Встречи с прекрасным.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
1.Культурологический подход: подчеркивает ценность уникальности пути развития своего региона.
2. Интеграция знаний: обеспечивает отбор информации и содержания краеведческого материала.
3.Единство интеллектуального и эмоционального развития: означает
построение работы от познавательного процесса к продуктивной, творческой
деятельности.
4. Динамика преемственных связей: учитывает специфику социального опыта детей на каждой возрастной ступени.
5. Личностно-ориентированный подход к ребенку: реализуется
в руководстве разными видами совместной деятельности.
6. Сотрудничество детского сада, семьи, учреждений культуры и дополнительного образования города.
Программа предъявляет определенные требования к организации предметно-развивающей среды.
Предполагается оформление в группе центра краеведения, содержание которого должно отражать историческое
прошлое и современный облик родного края.
Необходимо

наличие

широкого

спектра

иллюстраций,

фотографий,

макетов,

альбомов

достопримечательностями города, образцами народных промыслов, изображением пейзажей.
Материал должен периодически обновляться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

5

с

видами,

Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной, проектной деятельности,
организацию целевых прогулок, экскурсий, а также участие детей в массовых городских мероприятиях.
Программа дополнительного образования «Моя Родина – Воронежский край» создает оптимальные условия для
формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса и любви к
своей малой родине.

6

1.

Цели и задачи программы дополнительного образования

Цель программы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории родного
города, истории народа родного края, знакомства с их прошлым и настоящим.
Задачи программы
Педагогическая цель программы дополнительного образования достигается решением следующих задач:


формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому

саду, городу, культурному наследию своего народа;


воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства

собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям.);


развитие интереса, уважения и симпатии к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному

творчеству, музыкальному фольклору, народным играм народов нашего региона;


знакомство с региональными символами: флагом, гербом, гимном;



развитие познавательного интереса к окружающему миру;



организация общественно-полезной деятельности на благо своей малой родины;



развитие у дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и

настоящего;

7



развитие

способностей чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально

откликаться на нее;


знакомство детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

8

2.

Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации дополнительной

образовательной программы
Содержание программы:
1. Природа родного края
Географическое положение и природные богатства.


Экскурсии вокруг детского сада, в парк.



Изучение ландшафта нашего края.



Рассматривание картин - пейзажей местных художников (Е.Д. Щеглова, Н. Игнатова, А. Давыдова,В. Довбенко и



Изучение природных богатств нашего региона.



Рассказать о водоемах нашего края.



Сделать макет карты Воронежа и Воронежской области.



Оформление альбома, фотовыставки « Черноземье – край родной».



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Месторасположение и ландшафт нашего края».



Игры, викторины, конкурсы, поделки.

др.)

Фенологические наблюдения.


Ведение календаря природы.

9



Беседы о сезонных изменениях в природе («Идет волшебница-зима», «Шаги весны», «В гостях у лета красного»,

«Снова осень стоит у двора»).


Рассматривание фотоматериалов по теме: «Времена года».



Игры, викторины, конкурсы, поделки.

Животный мир.


Беседы «О друзьях-животных нашего края».



Акции «Поможем животным (птицам).



Чтение стихов о животных, отгадывание загадок.



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Животный мир нашего региона».



Игры, викторины, конкурсы, поделки.

Растительный мир.


Беседы «Удивительный мир растений нашего края».



Оформление гербария «Зеленая аптека».



Участие в выставках: «Цветочное царство», «Природа и фантазия», «Дары природы».



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Растительный мир нашего региона».



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Трудовая деятельность в природе.


Озеленение и благоустройство двора, участка.



Акция «Чистый город», «Поможем Воронежу».

10

Обобщение изученного материала
 Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
2. Путешествие в историю
Наш край в далеком прошлом.


Рассказ о происхождении человека.



Беседы о возникновении города и его названия.



Чтение: «Легенды и сказания Воронежского края», чтение литературы о нашем крае.



Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме: «Наш край в далеком прошлом».



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Старинная архитектура нашего города.


Резьба по дереву, «металлические кружева», лепной промысел, культовая архитектура.



Рассматривание фотоматериалов, иллюстраций «Архитектура Воронежской земли в прошлом».



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Труд людей.


Старинные ремесла и промыслы: столярное, кузнечное, гончарное, портное, кожевенное, сапожное, валяльное,

свечное, кораблестроительное, колокололитейное, иконописное нашего края.


Сельское хозяйство: огородничество, овчинно-меховой, льняной промыслы.



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Ремесла нашего края»



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

11

Быт и традиции. Народные праздники.


Игровые интегрированные занятия.



Беседы о традициях, обычаях, предметах обихода, костюмах старины.



Предпраздничные посиделки.



Участие в городских праздничных гуляниях. (Ярмарка, Новый год, Масленица и др.).



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Быт и традиции. Народные праздники нашего края»



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Обобщение изученного материала
 Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
3. Наш край сегодня
Современный облик города.


Улицы города и их названия. Транспорт.



Современная гражданская архитектура.



Любимые места отдыха горожан.



Беседа: «История нашего детского сада с момента его основания».



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Современный облик города Воронежа»



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.


Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона.

12



Беседы: «Что дает наш край стране», «Где работают наши мамы (папы)».



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего

региона».


Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Социальная и культурная инфраструктура.


Здания социальной и культурной инфраструктуры города Воронежа.



Беседа о культурных и социальных зданиях, расположенных рядом с домом и садом.



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Социальная и культурная инфраструктура города Воронежа»



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Культурная жизнь современного города.


Массовые городские мероприятия: «Спортивные праздники, день Города, Масленица, Фестивали и др.».



Участие в культурных мероприятиях нашего города.

Обобщение изученного материала
 Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
4. Их именами славен край
Их помнит Россия.


Беседы о выдающихся земляках (Биографическая справка, фотоиллюстративный материал).



Оформление папки-передвижки «Их именами славен край» (для родителей).



Игры, викторины, конкурсы.

13

Они сражались за Родину.


Беседы с детьми и рассказы на темы:
 памятные даты (освобождение Воронежа, битва в Прохоровке и др.);
 боевые герои нашего региона;
 места боевой славы города Воронежа и Воронежской области;
 памятники, архитектура и парки победы нашего города;
 стела погибшим воинам и мемориал воинам и др.



Участие в митинге, посвященному дню Победы (наблюдение выступлений, встречи с ветеранами войны, минута

молчания, возложение цветов).


Рассматривание фотоматериалов по теме: «Они сражались за Родину».



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Обобщение изученного материала
 Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
5. Встречи с прекрасным
Народно-прикладное искусство.


Народная игрушка, кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество, изготовление ковров, плетение из

лозы (из бересты), гончарное дело, резьба по дереву, роспись.


Знакомство с творчеством местных мастеров-умельцев.



Посещение экспозиций и выставок с родителями.

14



Участие в городских конкурсах.



Рассматривание фотоматериалов по теме: «Народно-прикладное искусство».



Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Живопись.


Знакомство с творчеством местных художников.



Конкурс рисунков на тему: «С чего начинается Родина?».

Поэзия.


Знакомство с творчеством местных поэтов.



Конкурс чтецов. Стихи о родном крае, родине.



Экскурсия в библиотеку.

Музыка.


Знакомство с творчеством музыкальных коллективов и исполнителей песен нашего региона.



Посещение концертов, творческих вечеров, праздничных городских мероприятий (работники детского сада,

родители).


Разучивание песен о родном крае, Родине.

Народный театр.


Посещение театральных представлений (детский сад, с родителями).



Постановка русской народной сказки с детьми.

15

3.

Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования

Критерии освоения программы дополнительного образования
После освоения программы дополнительного образования «Моя Родина – Воронежский край» воспитанники старшей
и подготовительной групп должны знать:


о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;



о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других

поколений и социальных групп;


правила поведения на занятиях, экскурсиях, в походах;



правила общения;



о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;



знать о ценностном отношении к истории и культуре;



осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;



познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;



знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;



о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;



культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;



символику нашего края;



выдающихся земляков;

16



историю своего имени, семьи, посёлка, края;



культурные и промышленные предприятия;



профессии нашего региона;



растительный и животный мир края;



названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения и развития г. Воронежа.

Уметь:


анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;



сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;



иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности,



иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми

в соответствии с общепринятыми нравственными нормами


проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа и малых народов нашего края;



соблюдать дисциплину;



правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.);



выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности;



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;



адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, товарища, родителя и других людей;



контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
17



формулировать собственное мнение и позицию;



готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;



подводить самостоятельный итог занятия;



различать особенности природы, достопримечательности, культуру и традиции нашего края от других регионов.

Основные формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:


Дидактические игры: «Игры с предметами (игрушками)», «Настольно-печатные игры», «Словесные игры» и т. д.



Сюжетно-ролевые игры.



Творческие игры.



Оформление дидактических игр: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта

моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др..
Познавательное развитие:


Экскурсии по городу, в библиотеку.



Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек.



Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Воронеж – прошлое и настоящее»,

«Возникновение города Воронежа. Его

история», «Воронежцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём

рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи» и др..


Просмотр видеофильмов «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Народные традиции, быт и культура»,

«Наш Воронеж», и др..

18



Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.

Продуктивная деятельность:


Аппликация, лепка, конструирование, поделки на тему: «Народное творчество Воронежского края», «Животные

и птицы Воронежского края», «Культура и быт нашего региона» и др..


Создание папки рисунков «Воронежский край - глазами детей и родителей».



Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем» и др..



Оформление фотоальбома «Воронеж – капелька России».

Развитие речи:


Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок -Воронеж», «Моя семья», «Мои любимые места» и др..



Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Мы – дружная семья», «Мы рождены в России» и др..

Ознакомление с художественной литературой:


Знакомство с творчеством писателей, художников и музыкантов нашего края.



Разучивание стихов, песен о Родине, родном крае, семье.



Изучение праздников, потешек, рассказов, стихов, сказок, поговорок наших прадедов.

Музыка:


Занятие – игра: «Знакомство с играми и песнями бабушек и дедушек нашего края», «Пришла коляда накануне

Рождества», «Мы играем в оркестр народных инструментов» и др..


Разучивание песен наших прадедов.



Оформление музыкального уголка в русских традициях.

19

Формы и методы работы с родителями
1.

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».

3.

Изготовление семейных альбомов, оформление своей родословной.

4.

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта.

5.

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).

6.

Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Птицы родного края», «Природа нашего края»

7.

Информация для родителей «История родного города», и т.д.

и др.

Уровни освоения программы
Низкий. Не сформировано представление о местоположении города и его главной реке. Ребенок испытывает
трудности в ответе о родственных связях, не знает свой адрес, адреса родственников. Не может назвать профессии
родителей. Выражено отставание в понимании компонентов трудового процесса (построение наглядно-схематических и
мысленных моделей: профессия – цель труда - материал – инструменты – результат труда).
Отставание в знаниях по изученным блокам, хотя ребенок имеет представления об отдельных темах. Не может
отразить изученную тему в игровой и продуктивной деятельности.
Средний. Сформировано представление о том, что город является малой Родиной. Ярко выражено стремление к
самостоятельности в получении знаний. Ребенок различает большое число объектов расположенных в нашем городе.
Вычленяет характерные и существенные признаки предметов под руководством воспитателя. Знает и различает исторические
20

и культурные объекты. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства, но недостаточно овладел общими
понятиями и общими связями. Имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными
видами труда, понимает значение использования техники. Стремится аргументировать свои суждения. Располагает
некоторыми сведениями о транспорте и его значении для жителей города. Знает правила уличного движения.
Высокий. Ребенок самостоятельно может рассказать о городе, в котором родился и живет. Осознает значение
культурных и исторических объектов в истории нашего города. Знает правила уличного движения. Выражает стремление к
экспериментированию, познанию, творчеству. Ребенок знает основные объекты живой природы нашего города и значение
труда взрослых по благоустройству. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой. Познавательное
отношение к миру устойчиво. Охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью. Умеет сам выдвинуть
идею, план действий, организовать партнеров в игровой и продуктивной деятельности по изученному материалу.

21

№ занятия

Месяц

Название
блока

4.

Тема занятия

Календарно-тематическое планирование

Цели занятия

Содержание занятия

Сентябрь

Природа нашего края

Старшая группа – 73 занятия
1

Вводное занятие

Ознакомление с планом занятий.

2-3

Знакомство с
родным краем

Сформировать представление о
Воронеже и Воронежской области.

4-5

Географическое
положение
нашего края

6-7

«Черноземье –
край родной!»

8-9

Символика
Воронежской
земли

Продолжить знакомство с родным
городом, улицами, на которых
расположен детский сад.
Сформировать элементарные
представления о климате,
месторасположении города Воронежа и
области, об особенностях нашей земли.
Формирование познавательного
интереса к географическому
положению Воронежского края.
Художественное творчество.
Познакомить детей с гербом и флагом
нашего города.
Развить интерес к символике города.
Воспитывать умение слушать и не
перебивать говорящего.

22

Рассказать детям о темах, которые мы будем изучать в
течение года.
Раскрыть понятия: Родина, родной край, Русь, дом, семья.
Беседа с показом альбома с фотографиями Воронежа
(изображение сада, домов, улицы, зданий).
Показ карты Воронежской области.
Целевая прогулка по ближайшим улицам, вокруг сада.
Беседа о названиях улиц, знакомство с местностью, на
которой расположен детский сад.
Рассказ детям о том, в каком местности расположен наш
город.
Рассказ о почвах Воронежской области.
Рассказ о климате нашего региона.
Аппликация, рисование к Дню города.
Оформление альбома: «Мой Воронеж».
Фотовыставка: «Мой дом».
Оформление макета города Воронежа и Воронежской области
(с помощью родителей)
Рассказ детям о флаге, гербе нашего города и областей.
Показ слайдов: «Символики Воронежа и Воронежской
области»
Д/игра: «Собери герб Воронежа и раскрась».

Октябрь

10-11

Природа
Воронежского
края

12-13

«Знай и люби
родную
природу»

14
15

Познакомить детей с природой города и
села нашего края.
Воспитывать бережное отношение к
природе.

Вызвать желание больше узнать об
особенностях природы нашего края,
учить сопереживать вместе с природой
ее радость и печаль.
Праздники осени Знакомство детей с древними
праздниками на Руси.
«Дары осени»
Художественное творчество.
Водные ресурсы
нашего края

Дать представление о водоемах
Воронежа и Воронежской области.
Развивать мыслительные операции
(обобщение, классификация).

18-20

Растительный
мир нашего
региона

Расширить у детей представления о
деревьях и кустарниках, о
лекарственных растениях нашего
региона.
Систематизировать полученные знания
о растительном мире нашего края.
Развивать мыслительные операции
(обобщение, классификация).
Воспитывать умение слушать, не
перебивать говорящего.

21-23

Животный мир

Расширить у детей кругозор о

Ноябрь

16-17

23

Беседа с детьми о природе нашего края.
Беседа о сезонных изменениях: «Идет волшебница зима»,
«Шаги весны», «В гостях у лета красного», «Снова осень
стоит у двора».
Отгадывание загадок о природных явлениях.
Игра: «Собери картинку», «Волшебный сундучок»
Чтение книг, стихов о природе.
Показ слайдов: «Природа Воронежской земли»
Рассмотрение картин-пейзажей местных художников.
Рассказ о празднике «Осенины».
Дидактические игры.
Выставка работ: «Дары природы» - поделки из фруктов и
овощей к празднику.
Рассказ детям о водоемах города Воронежа и Воронежской
области.
Показ слайдов и фотографий рек нашего края.
Дидактические игры.
Рассказ детям, о видах деревьев, кустарников, растущих в
нашем регионе.
Показ слайдов: «Деревья и кустарники Воронежской
области».
Игра: «Чей это лист?».
Рассказ детям о видах растений, растущих в нашей местности.
Беседа о лекарственных растениях.
Показ слайдов: «Растения и лекарственные травы
Воронежской области».
Игра: «Угадай растение».
Отгадывание загадок о растениях.
Оформление гербария: «Зеленая аптека».
Выставка работ - аппликаций на тему: «Цветочное царство»
Беседа с детьми о животных, обитающих в нашем краю.

Декабрь

нашего региона

животных и птицах, живущих в нашем
регионе.
Систематизировать полученные знания
о животном мире нашего края.
Развивать мыслительные операции
(обобщение, классификация).
Эстетическое воспитание.

Показ слайдов: «Животный мир нашего региона» и
отгадывание загадок о животных.
Игра: «Кто где живет?»

Закрепить представления о природных
особенностях родного края.
Систематизировать знания о лесах,
реках, растениях и животных.

Занятие построено в виде викторины: «Я познаю мир».
Ответы на вопросы.
Работа с иллюстрациями.
Прослушивание музыки: «Звуки природы».
«Голоса животных» - дети отгадывают, чей это голос.
Выставка рисунков на тему: «Природа и фантазия».

24-26

Природа
ближайшего
окружения

27-29

Природные
Сформировать представления о
богатства нашего природных ископаемых нашей земли.
края
Закрепить знания о природных
ископаемых нашей земли.

30

«Чистый город»

31

Воспитывать любовь к родному городу,
приучать следить за чистотой,
развивать творчество.
«Что ты знаешь
Проверка знаний по пройденному
о своей Родине?» блоку: «Природа родного края».

24

Рассказ детям о птицах, проживающих в нашем регионе.
Отгадывание загадок о птицах и показ слайдов: «Птицы
нашего края»
Игра: «Отправь птиц домой».
Викторина: «Животные наши друзья»
Д/игра: «Отгадай-ка».
Работа с иллюстрациями и чтение стихов о животных и
птицах.

Рассказ детям о полезных ископаемых.
Раскрыть понятие «Природные богатства».
Показ слайдов: «Природных богатств нашего края».
Беседа: «Природные богатства – для чего нужны, их
применение в быту».
Отгадывание загадок по теме.
Выставка поделок из бросового материала.
Викторины, тесты, Д/игры, загадки, вопросы по пройденным
темам.
Подведение итогов по конкурсам рисунков, поделок и
аппликаций.
Выявление уровня освоенных знаний у детей.

Появление
человека на
территории
Воронежского
края

Развивать интерес и уважение
к истории и культуре своего народа.

34

Основание
Воронежа

Развивать способность осмысливать
события и явления действительности во
взаимосвязи прошлого и настоящего.

35

Воронеж Колыбель
русского флота

Развить и углубить знания об истории
Воронежской области

36-40

Знаменитые
места
Воронежской
области

Развитие духовных ценностей, которые
проявляются на уровне человеческих
отношений, чувств, нравственно –
патриотических позиций.

41

Легенды и
сказания
Воронежского
края
Отечественная
война 1812 года

Формирование познавательного
интереса к легендам нашего края.

Январь

42

43-48

Февраль

Путешествие в историю

32-33

Великая
отечественная
война 1941-1945
года

Формировать у дошкольников чувства
гордости за героическое прошлое своей
Родины
Воспитывать у обучающихся
готовность к защите Отечества,
действиям в экстремальных ситуациях.
Формировать у детей чувства гордости
за героическое прошлое своих
земляков.
25

Рассказ о племенах и народах, проживающих на территории
нашего края в далеком прошлом.
Раскрыть понятие племени.
Рассказ о славянах, отличительных чертах этой нации от
других. Ответы на вопросы.
Беседа и показ слайдов про основание Воронежа.
Рассказ о происхождении Воронежа от уезда к области.
Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме:
«Наш край в далеком прошлом».
Рассказ о Петре I.
Объяснить детям почему Воронеж называют «Колыбель
Флота». История возникновения флота.
Показ слайдов: «Воронеж – колыбель флота»
Рассказ с показом слайдов: «Дивногорье»
Рассказ с показом слайдов: «Рамонский замок»
Рассказ с показом слайдов: «Музей заповедник – Костенки»
Рассказ с показом слайдов: «Хреновской конный завод»
Рассказ с показом слайдов: «Музей – усадьба Д.В.
Венивитонова»
Рассказ с показом слайдов: «Костомарово»
Чтение литературы о нашем крае

Рассказ о боевых действиях в годы первой Отечественной
войны 1812 года
Рассказ о боевых действиях в годы второй Мировой войны
1941-1945 годах.
Воронежская «Катюша» и «Штурмовик Ил-2»
Показ слайдов под музыку на тему:
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Чтение стихов о войне, подвигах.

Поделки к дню Защитника отечества.
Изучить старинную архитектуру нашего города, с помощью
фотографий, иллюстраций на тему: «Архитектура
Воронежской земли в прошлом».
Знакомство детей с культовой архитектурой (резьбой по
дереву, «металлическим кружевом», лепниной), применяемой
в прошлом

49

Старинная
архитектура
нашего города

Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Расширить кругозор у детей.

50-51

Традиции
Воронежского
края

Развить интерес и углубить знания о
традициях русского народа и народных
праздниках.
Развитие духовных ценностей, которые
проявляются на уровне человеческих
отношений, чувств, нравственно –
патриотических позиций.

Беседа с детьми о календарных и обрядовых праздниках на
Руси.
Празднование масленицы, Рождества, Ивана Купала, свадьбы
и др.
Рассматривание фотоматериалов на тему: «Быт и традиции
русского народа».

Национальный
костюм

Познакомить детей с русским
народным костюмом. Учить детей из
разнообразия одежды выбирать то, что
относится к русскому народному
костюму. Через имена подвести детей к
пониманию того, что люди разных
национальностей живут рядом. У
каждого народа есть свои стихи, сказки,
песни, костюмы. Воспитывать
доброжелательное отношение друг к
другу.
Учить детей применять полученные
знания непосредственно в той или иной
деятельности (художественное
творчество, социально – личностные
отношения, игровая деятельность).
Приобщать детей к русскому
народному творчеству, показать связь

Знакомство детей с образом коня в русском народном
декоративно – прикладным творчестве.
Прослушивание народных песен, воспевающих русскую
тройку.

Март

52-53

54

Национальная
кухня

55-58

«Делу – время,
потехе – час»

26

Рассказ и показ слайдов на тему: «Русский национальный
костюм» и «Воронежский народный костюм». Его
особенности.
Показ слайдов: «Национальные костюмы народов».
Д/игра: «Чей костюм?», «Собери и раскрась»
Беседа с детьми об особенностях национальной кухни.
Показ слайдов с фотографиями русских национальных блюд.
Правила подачи блюд.
Д/игра: «Приготовь и накорми».
Беседа и показ слайдов на тему: Музыкальные инструменты
нашего края.

между различными видами творчества:
народными промыслами, русским
фольклором (пословицы, поговорки,
загадки, пляски).
Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.

Апрель

59-66

Старинные
ремесла и
промыслы
русского народа

Познакомить детей с историческим
наследием. Дать знания детей об
особенностях ремесленного
производства (ткачиха, гончар, кузнец,
пекарь). Воспитывать уважение к
историческому наследию родной
страны в целом. Воспитывать
признательность к истокам русской
народной культуры и уважение людям
труда.

Прослушивание мелодии каждого инструмента.
Разучивание русской народной песни «Во поле береза
стояла».
Д/игра: «Найди инструмент по мелодии».
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого
времени.
Просмотр фотографий с предметами быта прошлого времени.
Д/игра: «Что лишнее?»
Знакомство с русским фольклором.
Чтение сказок, былин, пословиц и поговорок.
Беседа с детьми о прочитанном.
Ткачество и кружевоплетение:
- «Павлово-Посадские шали»
- «Валяние валенок»
- «Оренбургский пуховый платок»,
- «Вологодское кружево» и прочее - рассказы и показ
слайдов.
Резьба по кости и дереву:
- «Шемогодская резная береста» - рассказ и показ слайдов.
- «Хотьковская резьба по дереву» - рассказ с показом
фотографий.
- «Холмогорская резьба по кости» - рассказ и показ слайдов.
Роспись:
- «Жостовская роспись» - рассказ и показ слайдов.
Прорисовывание с детьми отдельных элементов жостовской
росписи.
- «Городецкая роспись» - беседа с детьми о городецкой
росписи. Рисование с детьми узоров.
- «Хохлома» - рассказ о хохломской росписи и хохломских
мастерах. Прорисовывание с детьми отдельных элементов
хохломской росписи. Показ фотографий.
- «Гжель» - беседа о гжельских мастерах. Рисование с детьми
гжельских узоров. Показ фотографий.

27

Май

- «Палехская миниатюра» - рассказ и показ слайдов.
Выставка рисунков.
Гончарный промысел:
Знакомство детей с гончарным делом русского народа. Показ
слайдов.
Кузнечное дело:
Знакомство детей с кузнечным делом на Руси. Показ слайдов.
67-70

Старинные
ремесла и
промыслы
русского народа
(продолжение)

Продолжать знакомить детей с
историческим наследием. Дать знания
детей об особенностях ремесленного
производства. Воспитывать уважение к
историческому наследию родной
страны в целом. Воспитывать
признательность к истокам русской
народной культуры и уважение людям
труда.

Русская игрушка:
- «Дымковская игрушка» - рассказ и показ слайдов.
– «Матрешка» - беседа с детьми о происхождении матрешки,
ее особенностях, рассказ о воронежской матрешке.
- «Кукла-оберег» - показ слайдов, дети делают куклу дома.
- «Тульский пряник и самовар» - беседа с детьми о тульском
прянике и тульском самоваре. Их особенности. Показ
слайдов.
- «Гусевской хрусталь» - беседа с показом фотографий.
- Изготовление ложек, икон и прочее – рассказ с
рассмотрение фотографий.

71-72

Промыслы и
ремесла
Воронежской
земли

Продолжать знакомить детей с
историческим наследием. Дать знания
детей об особенностях ремесел
воронежского края. Воспитывать
признательность к истокам русской
народной культуры и уважение людям
труда.

Рассказы о Воронежских конфетах, рамонской свистульки,
орловском рысаке, кораблестроении и др. с показом
фотографий.
Сельское хозяйство в Воронежской области – рассказ и показ
фотографий.
Д/игры, викторина, конкурсы на тему: «Старинные ремесла и
промыслы»

73

Подведение
итогов

Проверка уровня знаний по
пройденному блоку: «Путешествие в
историю»

Д/игры, викторины, карточки, вопросы-ответы.
Подведение итогов по конкурсам.

Подготовительная группа – 75 занятий
28

Сентябрь

Вводное занятие

2

Улицы нашего
города

3

Транспорт
нашего города

4-5

6-7

8-9

10-11

Октябрь

Наш край сегодня

1

12

Повторение ранее изученного
материала
Сформировать представление об улицах
родного города.
Закрепить знание домашнего адреса.

Расширить у детей представления об
общественном транспорте родного
города.
Учить различать транспорт по
назначению.
Современная
Формировать представления об
архитектура
архитектуре родного города, о
города Воронежа строительной технике и инструментах.
Любимые места
отдыха горожан

Привязать любовь и гордость к своему
городу, воспитывать интерес к городу,
понимание его красоты и величия.
Промышленные Учить детей классифицировать здания
и
по назначению, по материалу, из
сельскохозяйстве которого они построены (находить
нные
сходство о отличие зданий).
предприятия
нашего региона
«Что дает наш
Сформировать у детей интерес к
край стране?»
сельскому хозяйству.
Научить детей отличать культурные
растения от сорняков.
Приучать детей к оказанию помощи
взрослым
Социальные и
Учить детей классифицировать здания
культурные
по назначению, по материалу, из
здания нашего
которого они построены (находить
29

Игровые ситуации, беседы с детьми, проверка уровня знаний
по пройденным темам в прошлом году
Знакомство с главными улицами города Воронежа.
Показ слайдов.
Беседа с детьми о домашнем адресе.
Д/игра: «Волшебные картинки улиц нашего города»
Беседа о транспорте нашего города. Для чего он нужен.
Игровая ситуация: «Что будет, если не будет транспорта?».
Рассказ о строительной технике.
Д/игра: «Транспорт и его назначение»
Показ слайдов и фильмов о Воронеже и его современной
архитектуре.
Игра: «Построй свой дом» с помощью конструкторов и
кубиков.
Показ слайдов и беседа на тему: «Мое любимое место
отдыха» (парки, скверы, торговые центры и пр.).
Д/игра: «Где ты живешь?»
Рассказ и показ фотографий о промышленных зданиях нашего
города.
Рассказ о сельскохозяйственных предприятиях. Показ
фотографий.
Беседа на тему: «Для чего нужны эти здания»
Беседа об урожае, о сельском хозяйстве.
Беседа и показ слайдов: «Культурные растения и сорняки»
Поделки из даров природы.

Беседа и показ слайдов о социальных и культурных зданиях
города Воронежа.

13

14

15

16

17-18

Ноябрь

21-22

23-24

25-26

сходство о отличие зданий).
Сформировать представления об
улицах и зданиях, находящихся рядом с
детским садом.
Сформировать представления о
профессиях.
Воспитать интерес к детскому саду,
воспитателям, ровесникам.

Углубить знания детей и расширить
кругозор о мероприятия, проходящих в
нашем городе.
Речевое развитие.
«Современный
Закрепить знания о
облик города»
достопримечательностях города,
знаменитых людях, которые жили в
нашем городе.
Их помнит
Подвести к пониманию, что воронежцы
Россия
хранят память о выдающихся людях
нашего края.
Памятные даты
Формировать представления о главных
города Воронежа событиях нашего города и области.
во времена ВОВ
1941-1945 гг.
Боевые герои
Воспитывать чувство гордости за то,
нашего региона
что солдаты защищают Родину, а
значит и желание быть похожим на них.
Места боевой
Познакомить детей с мемориалами и
славы города
музеями нашего города.
Воронежа и
Воронежской
области
«Их помнит
Формировать представления о родах

Д
е
к
а
б
р
ь

Их именами славен край

19-20

города
Экскурсия в
библиотеку № 34
города Воронежа
«Где работают
наши мамы и
папы?»
Наш детский сад
«№ 31 города
Воронежа
Массовые
городские
мероприятия

27-28

30

Целевая прогулка до библиотеки.
Беседы с детьми о том, где работают их родители, и в чем
заключается их работа.
Рисунки детей: «Мой папа (мама) на работе».
Рассказать и показать слайды о нашем детском саде.
Беседа о профессии: «Воспитатель».
Рассказать для чего они нужны.
Рассказы детей, о мероприятиях, на которых они были.
Викторина, д/игры.
Конкурс рисунков: «Наш край сегодня».
Беседа о выдающихся земляках Воронежской области, их
биография.
Просмотр слайдов.
Рассказы и просмотр фотоиллюстраций на темы:
«Освобождение города Воронежа»
«Битва в Прохоровке»
«Курская дуга» и др.
Рассказ о биографии и показ фотографий наших земляков,
участвовавших в ВОВ.
Рассмотрение фотографий, фильмов о памятниках,
архитектурных сооружениях, парках и скверах победы.
Д/игра с показом карточек мест боевых действий.
Беседа с показом слайдов о родах войск.

Воронеж»

29

Сформировать представления о
страшных событиях в годы войны.
Вызвать чувства сопереживания за
героев фильма и произведений
художественной литературы.
Приобщать детей к русскому
народному творчеству, показать связь
между различными видами творчества:
народными промыслами, русским
фольклором (пословицы, поговорки,
загадки, пляски).

Народноприкладное
искусство

37-42

Народноприкладное
искусство
(продолжение)

Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.

43-48

Народноприкладное
искусство
(продолжение)

Познакомить детей с историческим
наследием. Дать знания детей об
особенностях ремесленного
производства (ткачиха, гончар, кузнец,

Январь

32-36

Феврал
ь

Встречи с прекрасным

30-31

«По местам
боевой славы»
«Они сражались
за Родину»

войск (летчики, танкисты, ракетчики,
пехотинцы, моряки), об армии, службе
в мирное время.
Проверка уровня усвоенного материала

31

Знакомство с формой разных военных войск.
Оформление папки: «Их именами славен край»
Итоговая викторина.
Работа с карточками и фотографиями.
Просмотр фильмов о войне для дошкольников.
Чтение стихов о войне, героях.
Беседа с детьми о чувствах, которые они пережили, когда
смотрели фильм и слушали художественную литературу.
Повторение с детьми тем: «Народная игрушка,
кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество,
изготовление ковров, плетение из лозы (из бересты),
гончарное дело, резьба по дереву, роспись».
Работа с картинками, слайдами. Вопросы-ответы.
Рассказ о мастерах народно-прикладного искусства.
Ткачество и кружевоплетение:
Рассказ о видах пряжи, ответить для чего какая пряжа нужна.
Виды рисунков (схемы).
Набор петель спицами и крючком.
Конкурс рисунков: «Мой платочек»
Показать приемы вышивки. Вышить рисунок.
Гончарное дело:
Лепка из пластилина посуды, игрушек.
Конкурс поделок из пластилина на заданную тематику.
Русская игрушка:
«Матрешка» - аппликация.
Кукла из ниток, тряпок – дети делают сами
Выставка поделок: «Игрушка своими руками».
Роспись:
«Жостовская роспись» - прорисовывание с детьми отдельных
элементов жостовской росписи.
«Городецкая роспись» - рисование с детьми узоров.

49

Чаепитие

50-54

Живопись
нашего края

55-58

Поэзия нашего
края

59-66

С песней по
жизни

67-74

Сказка нам жить
помогает

Май

Апрель

Март

пекарь). Воспитывать уважение к
историческому наследию родной
страны в целом.

Выяснить уровень знаний по
пройденным темам в дружеской
обстановке.
Воспитывать признательность к
истокам русской народной культуры и
уважение людям искусства.

Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Познакомить детей с творчеством
местных музыкантов.
Расширить кругозор у детей.
Развитие речи.
Художественное и эстетическое
развитие.
Познакомить с нашими землякамиписателями и их произведениями.
Расширить кругозор детей.
Сформировать представления о сказках
и рассказать для чего они нужны.

32

«Хохлома» - прорисовывание с детьми отдельных элементов
хохломской росписи.
«Гжель» - рисование с детьми гжельских узоров.
«Палехская миниатюра» - прорисовка отдельных узоров.
Роспись ложек
Выставка рисунков.
Чаепитие с тульским пряником. Беседа о русских традициях,
ремеслах.
Подведение итогов по пройденной теме.
Биография местных знаменитых художников, их фотографии.
Показ слайдов.
Беседа о картинах с детьми, дети выражают свои чувства.
Конкурс рисунков разными методами: «С чего начинается
Родина», «Мой родной уголок», «Моя семья», «Русские
народные праздники».
Игры и викторины по теме.
Рассказать о поэтах нашего региона, показать их фотографии.
Изучить поэзию местных поэтов.
Чтение стихов, прозы детям под легкую музыку.
Дети выражают свои эмоции рассказами в ходе беседы.
Конкурс чтецов.
Показ слайдов с фотографиями местных музыкантов
Рассказать о биографии музыкантов.
История возникновения песни.
Виды инструментов.
Виды песен. Их отличия.
Разучивание русских народных песен.
Разучивание танцев
Рассказ детям о происхождении сказки.
Рассказ о писателях нашего региона и их произведениях.
Чтение сказок и беседа об их содержании.
Пересказ прочитанной сказки.
Постановка русской народной сказки.
Нарисовать любимого героя из сказки.

75

Викторина
«Встречи с
прекрасным»

Диагностика полученных знаний

33

Просмотр мультиков о городе Воронеже, беседа о его главных
героях.
Вопросы – ответы по темам.
Викторина, д/игры, подведение итогов в конкурсах.

Взаимодействие с участниками образовательных отношений.
- повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- размещение материалов в родительских уголках (консультации, памятки);
- родительское собрание на тему «Воспитание юного патриота в семье»;
- участие родителей в сборе краеведческого материала;
- беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми»;
- участие в организации и проведении экскурсий в музей, библиотеку, пешие прогулки по городу;
- составление родителями фотоальбома «Я и моя семья»;
- совместная деятельность детей и родителей «Герб моей семьи»;
- совместное творчество детей и родителей: рисование рисунков «Моя малая Родина»;
- участие в организации и проведении праздников и развлечений;
- анкетирование «Патриотическое воспитание в нашей семье».

34

Список используемой литературы
1.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.

2.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»,

утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
3.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

4.

Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями

от 22 августа 2004 года).
1.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». С-Петербург

«Детство-пресс», 2013.
2.

Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, «Учитель» 2013.

3.

Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О.

Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
4.

Грибова Л.Ф. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 5-7 лет Москва, Т.Ц. «Сфера» 2013.

5.

Жариков А. Д. Растите детей патриотами М., 2010.

6.

Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. , Родной край. М., 2010.

7.

Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез,

8.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. «Издательство скрипторий» 2012.

2010.

35

9.

Кокуева Л.В. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в Воронежской

области. Ярославль,ГОАУ ЯО ИРО, 2011.
10. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. Москва, 2014.
11. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М., 2012.
12. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам национальной культуры. С-Петербург «Детствопресс», 2010.
13. Пытков Р. Н. История Воронежа. 2013.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (473) 266-28-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».