Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….…….……………………………………………………...3
1.
Цели и задачи программы дополнительного образования………………………………………………………………7
2.
Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации программы
дополнительного образования………………………………………………………………………………………………………….9
3.
Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования…………………………………………...16
4.
Календарно-тематическое планирование...……………………..……………………………………………………….22
5.
Взаимодействие с участниками образовательных отношений………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………….…………………………………………………………………………35
2
Пояснительная записка
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!».
С.А. Есенин
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении
жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом,
двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и
родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и
общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,
3
приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоциональнодейственного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Дополнительная образовательная программа «Моя Родина – Воронежский край» разработана с учетом
социокультурных, исторических, географических, природных особенностей города Воронежа и Воронежской области.
Введение в основную общеобразовательную программу регионального компонента предусматривает приобщение
ребенка к малой родине: культурному наследию, народным традициям, природе родного края. Отражая своеобразие
прошлого и настоящего времени, оно способствует реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Программа дополнительного образования (кружка) «Моя Родина – Воронежский край» - один из путей
совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно-патриотической направленности с
учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп (5-7) лет и рассчитана на 2 года
обучения.
Содержание программы может быть успешно реализовано путем интеграции всех образовательных областей, т.к.
краеведческий материал является основой для осуществления разнообразной совместной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность работы по всем
направления программы, способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном крае.
Использование регионального компонента определяет содержание работы по следующим взаимосвязанным между
собой направлениям:
1. Природа родного края.
2. Путешествие в историю.
4
3. Наш край сегодня.
4. Их именами славен край.
5. Встречи с прекрасным.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
1.Культурологический подход: подчеркивает ценность уникальности пути развития своего региона.
2. Интеграция знаний: обеспечивает отбор информации и содержания краеведческого материала.
3.Единство интеллектуального и эмоционального развития: означает
построение работы от познавательного процесса к продуктивной, творческой
деятельности.
4. Динамика преемственных связей: учитывает специфику социального опыта детей на каждой возрастной ступени.
5. Личностно-ориентированный подход к ребенку: реализуется
в руководстве разными видами совместной деятельности.
6. Сотрудничество детского сада, семьи, учреждений культуры и дополнительного образования города.
Программа предъявляет определенные требования к организации предметно-развивающей среды.
Предполагается оформление в группе центра краеведения, содержание которого должно отражать историческое
прошлое и современный облик родного края.
Необходимо
наличие
широкого
спектра
иллюстраций,
фотографий,
макетов,
альбомов
достопримечательностями города, образцами народных промыслов, изображением пейзажей.
Материал должен периодически обновляться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
5
с
видами,
Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной, проектной деятельности,
организацию целевых прогулок, экскурсий, а также участие детей в массовых городских мероприятиях.
Программа дополнительного образования «Моя Родина – Воронежский край» создает оптимальные условия для
формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса и любви к
своей малой родине.
6
1.
Цели и задачи программы дополнительного образования
Цель программы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории родного
города, истории народа родного края, знакомства с их прошлым и настоящим.
Задачи программы
Педагогическая цель программы дополнительного образования достигается решением следующих задач:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому
саду, городу, культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства
собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям.);
развитие интереса, уважения и симпатии к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному
творчеству, музыкальному фольклору, народным играм народов нашего региона;
знакомство с региональными символами: флагом, гербом, гимном;
развитие познавательного интереса к окружающему миру;
организация общественно-полезной деятельности на благо своей малой родины;
развитие у дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и
настоящего;
7
развитие
способностей чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально
откликаться на нее;
знакомство детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
8
2.
Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации дополнительной
образовательной программы
Содержание программы:
1. Природа родного края
Географическое положение и природные богатства.
Экскурсии вокруг детского сада, в парк.
Изучение ландшафта нашего края.
Рассматривание картин - пейзажей местных художников (Е.Д. Щеглова, Н. Игнатова, А. Давыдова,В. Довбенко и
Изучение природных богатств нашего региона.
Рассказать о водоемах нашего края.
Сделать макет карты Воронежа и Воронежской области.
Оформление альбома, фотовыставки « Черноземье – край родной».
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Месторасположение и ландшафт нашего края».
Игры, викторины, конкурсы, поделки.
др.)
Фенологические наблюдения.
Ведение календаря природы.
9
Беседы о сезонных изменениях в природе («Идет волшебница-зима», «Шаги весны», «В гостях у лета красного»,
«Снова осень стоит у двора»).
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Времена года».
Игры, викторины, конкурсы, поделки.
Животный мир.
Беседы «О друзьях-животных нашего края».
Акции «Поможем животным (птицам).
Чтение стихов о животных, отгадывание загадок.
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Животный мир нашего региона».
Игры, викторины, конкурсы, поделки.
Растительный мир.
Беседы «Удивительный мир растений нашего края».
Оформление гербария «Зеленая аптека».
Участие в выставках: «Цветочное царство», «Природа и фантазия», «Дары природы».
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Растительный мир нашего региона».
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Трудовая деятельность в природе.
Озеленение и благоустройство двора, участка.
Акция «Чистый город», «Поможем Воронежу».
10
Обобщение изученного материала
Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
2. Путешествие в историю
Наш край в далеком прошлом.
Рассказ о происхождении человека.
Беседы о возникновении города и его названия.
Чтение: «Легенды и сказания Воронежского края», чтение литературы о нашем крае.
Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме: «Наш край в далеком прошлом».
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Старинная архитектура нашего города.
Резьба по дереву, «металлические кружева», лепной промысел, культовая архитектура.
Рассматривание фотоматериалов, иллюстраций «Архитектура Воронежской земли в прошлом».
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Труд людей.
Старинные ремесла и промыслы: столярное, кузнечное, гончарное, портное, кожевенное, сапожное, валяльное,
свечное, кораблестроительное, колокололитейное, иконописное нашего края.
Сельское хозяйство: огородничество, овчинно-меховой, льняной промыслы.
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Ремесла нашего края»
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
11
Быт и традиции. Народные праздники.
Игровые интегрированные занятия.
Беседы о традициях, обычаях, предметах обихода, костюмах старины.
Предпраздничные посиделки.
Участие в городских праздничных гуляниях. (Ярмарка, Новый год, Масленица и др.).
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Быт и традиции. Народные праздники нашего края»
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Обобщение изученного материала
Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
3. Наш край сегодня
Современный облик города.
Улицы города и их названия. Транспорт.
Современная гражданская архитектура.
Любимые места отдыха горожан.
Беседа: «История нашего детского сада с момента его основания».
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Современный облик города Воронежа»
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона.
12
Беседы: «Что дает наш край стране», «Где работают наши мамы (папы)».
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего
региона».
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Социальная и культурная инфраструктура.
Здания социальной и культурной инфраструктуры города Воронежа.
Беседа о культурных и социальных зданиях, расположенных рядом с домом и садом.
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Социальная и культурная инфраструктура города Воронежа»
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Культурная жизнь современного города.
Массовые городские мероприятия: «Спортивные праздники, день Города, Масленица, Фестивали и др.».
Участие в культурных мероприятиях нашего города.
Обобщение изученного материала
Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
4. Их именами славен край
Их помнит Россия.
Беседы о выдающихся земляках (Биографическая справка, фотоиллюстративный материал).
Оформление папки-передвижки «Их именами славен край» (для родителей).
Игры, викторины, конкурсы.
13
Они сражались за Родину.
Беседы с детьми и рассказы на темы:
памятные даты (освобождение Воронежа, битва в Прохоровке и др.);
боевые герои нашего региона;
места боевой славы города Воронежа и Воронежской области;
памятники, архитектура и парки победы нашего города;
стела погибшим воинам и мемориал воинам и др.
Участие в митинге, посвященному дню Победы (наблюдение выступлений, встречи с ветеранами войны, минута
молчания, возложение цветов).
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Они сражались за Родину».
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Обобщение изученного материала
Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
5. Встречи с прекрасным
Народно-прикладное искусство.
Народная игрушка, кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество, изготовление ковров, плетение из
лозы (из бересты), гончарное дело, резьба по дереву, роспись.
Знакомство с творчеством местных мастеров-умельцев.
Посещение экспозиций и выставок с родителями.
14
Участие в городских конкурсах.
Рассматривание фотоматериалов по теме: «Народно-прикладное искусство».
Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Живопись.
Знакомство с творчеством местных художников.
Конкурс рисунков на тему: «С чего начинается Родина?».
Поэзия.
Знакомство с творчеством местных поэтов.
Конкурс чтецов. Стихи о родном крае, родине.
Экскурсия в библиотеку.
Музыка.
Знакомство с творчеством музыкальных коллективов и исполнителей песен нашего региона.
Посещение концертов, творческих вечеров, праздничных городских мероприятий (работники детского сада,
родители).
Разучивание песен о родном крае, Родине.
Народный театр.
Посещение театральных представлений (детский сад, с родителями).
Постановка русской народной сказки с детьми.
15
3.
Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования
Критерии освоения программы дополнительного образования
После освоения программы дополнительного образования «Моя Родина – Воронежский край» воспитанники старшей
и подготовительной групп должны знать:
о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других
поколений и социальных групп;
правила поведения на занятиях, экскурсиях, в походах;
правила общения;
о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
знать о ценностном отношении к истории и культуре;
осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;
познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;
знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;
символику нашего края;
выдающихся земляков;
16
историю своего имени, семьи, посёлка, края;
культурные и промышленные предприятия;
профессии нашего региона;
растительный и животный мир края;
названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения и развития г. Воронежа.
Уметь:
анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;
сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности,
иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми
в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа и малых народов нашего края;
соблюдать дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.);
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, товарища, родителя и других людей;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
17
формулировать собственное мнение и позицию;
готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;
подводить самостоятельный итог занятия;
различать особенности природы, достопримечательности, культуру и традиции нашего края от других регионов.
Основные формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Игры с предметами (игрушками)», «Настольно-печатные игры», «Словесные игры» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры.
Творческие игры.
Оформление дидактических игр: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта
моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др..
Познавательное развитие:
Экскурсии по городу, в библиотеку.
Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек.
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Воронеж – прошлое и настоящее»,
«Возникновение города Воронежа. Его
история», «Воронежцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём
рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи» и др..
Просмотр видеофильмов «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Народные традиции, быт и культура»,
«Наш Воронеж», и др..
18
Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Продуктивная деятельность:
Аппликация, лепка, конструирование, поделки на тему: «Народное творчество Воронежского края», «Животные
и птицы Воронежского края», «Культура и быт нашего региона» и др..
Создание папки рисунков «Воронежский край - глазами детей и родителей».
Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем» и др..
Оформление фотоальбома «Воронеж – капелька России».
Развитие речи:
Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок -Воронеж», «Моя семья», «Мои любимые места» и др..
Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Мы – дружная семья», «Мы рождены в России» и др..
Ознакомление с художественной литературой:
Знакомство с творчеством писателей, художников и музыкантов нашего края.
Разучивание стихов, песен о Родине, родном крае, семье.
Изучение праздников, потешек, рассказов, стихов, сказок, поговорок наших прадедов.
Музыка:
Занятие – игра: «Знакомство с играми и песнями бабушек и дедушек нашего края», «Пришла коляда накануне
Рождества», «Мы играем в оркестр народных инструментов» и др..
Разучивание песен наших прадедов.
Оформление музыкального уголка в русских традициях.
19
Формы и методы работы с родителями
1.
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2.
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
3.
Изготовление семейных альбомов, оформление своей родословной.
4.
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта.
5.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
6.
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
7.
Информация для родителей «История родного города», и т.д.
и др.
Уровни освоения программы
Низкий. Не сформировано представление о местоположении города и его главной реке. Ребенок испытывает
трудности в ответе о родственных связях, не знает свой адрес, адреса родственников. Не может назвать профессии
родителей. Выражено отставание в понимании компонентов трудового процесса (построение наглядно-схематических и
мысленных моделей: профессия – цель труда - материал – инструменты – результат труда).
Отставание в знаниях по изученным блокам, хотя ребенок имеет представления об отдельных темах. Не может
отразить изученную тему в игровой и продуктивной деятельности.
Средний. Сформировано представление о том, что город является малой Родиной. Ярко выражено стремление к
самостоятельности в получении знаний. Ребенок различает большое число объектов расположенных в нашем городе.
Вычленяет характерные и существенные признаки предметов под руководством воспитателя. Знает и различает исторические
20
и культурные объекты. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства, но недостаточно овладел общими
понятиями и общими связями. Имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными
видами труда, понимает значение использования техники. Стремится аргументировать свои суждения. Располагает
некоторыми сведениями о транспорте и его значении для жителей города. Знает правила уличного движения.
Высокий. Ребенок самостоятельно может рассказать о городе, в котором родился и живет. Осознает значение
культурных и исторических объектов в истории нашего города. Знает правила уличного движения. Выражает стремление к
экспериментированию, познанию, творчеству. Ребенок знает основные объекты живой природы нашего города и значение
труда взрослых по благоустройству. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой. Познавательное
отношение к миру устойчиво. Охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью. Умеет сам выдвинуть
идею, план действий, организовать партнеров в игровой и продуктивной деятельности по изученному материалу.
21
№ занятия
Месяц
Название
блока
4.
Тема занятия
Календарно-тематическое планирование
Цели занятия
Содержание занятия
Сентябрь
Природа нашего края
Старшая группа – 73 занятия
1
Вводное занятие
Ознакомление с планом занятий.
2-3
Знакомство с
родным краем
Сформировать представление о
Воронеже и Воронежской области.
4-5
Географическое
положение
нашего края
6-7
«Черноземье –
край родной!»
8-9
Символика
Воронежской
земли
Продолжить знакомство с родным
городом, улицами, на которых
расположен детский сад.
Сформировать элементарные
представления о климате,
месторасположении города Воронежа и
области, об особенностях нашей земли.
Формирование познавательного
интереса к географическому
положению Воронежского края.
Художественное творчество.
Познакомить детей с гербом и флагом
нашего города.
Развить интерес к символике города.
Воспитывать умение слушать и не
перебивать говорящего.
22
Рассказать детям о темах, которые мы будем изучать в
течение года.
Раскрыть понятия: Родина, родной край, Русь, дом, семья.
Беседа с показом альбома с фотографиями Воронежа
(изображение сада, домов, улицы, зданий).
Показ карты Воронежской области.
Целевая прогулка по ближайшим улицам, вокруг сада.
Беседа о названиях улиц, знакомство с местностью, на
которой расположен детский сад.
Рассказ детям о том, в каком местности расположен наш
город.
Рассказ о почвах Воронежской области.
Рассказ о климате нашего региона.
Аппликация, рисование к Дню города.
Оформление альбома: «Мой Воронеж».
Фотовыставка: «Мой дом».
Оформление макета города Воронежа и Воронежской области
(с помощью родителей)
Рассказ детям о флаге, гербе нашего города и областей.
Показ слайдов: «Символики Воронежа и Воронежской
области»
Д/игра: «Собери герб Воронежа и раскрась».
Октябрь
10-11
Природа
Воронежского
края
12-13
«Знай и люби
родную
природу»
14
15
Познакомить детей с природой города и
села нашего края.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
Вызвать желание больше узнать об
особенностях природы нашего края,
учить сопереживать вместе с природой
ее радость и печаль.
Праздники осени Знакомство детей с древними
праздниками на Руси.
«Дары осени»
Художественное творчество.
Водные ресурсы
нашего края
Дать представление о водоемах
Воронежа и Воронежской области.
Развивать мыслительные операции
(обобщение, классификация).
18-20
Растительный
мир нашего
региона
Расширить у детей представления о
деревьях и кустарниках, о
лекарственных растениях нашего
региона.
Систематизировать полученные знания
о растительном мире нашего края.
Развивать мыслительные операции
(обобщение, классификация).
Воспитывать умение слушать, не
перебивать говорящего.
21-23
Животный мир
Расширить у детей кругозор о
Ноябрь
16-17
23
Беседа с детьми о природе нашего края.
Беседа о сезонных изменениях: «Идет волшебница зима»,
«Шаги весны», «В гостях у лета красного», «Снова осень
стоит у двора».
Отгадывание загадок о природных явлениях.
Игра: «Собери картинку», «Волшебный сундучок»
Чтение книг, стихов о природе.
Показ слайдов: «Природа Воронежской земли»
Рассмотрение картин-пейзажей местных художников.
Рассказ о празднике «Осенины».
Дидактические игры.
Выставка работ: «Дары природы» - поделки из фруктов и
овощей к празднику.
Рассказ детям о водоемах города Воронежа и Воронежской
области.
Показ слайдов и фотографий рек нашего края.
Дидактические игры.
Рассказ детям, о видах деревьев, кустарников, растущих в
нашем регионе.
Показ слайдов: «Деревья и кустарники Воронежской
области».
Игра: «Чей это лист?».
Рассказ детям о видах растений, растущих в нашей местности.
Беседа о лекарственных растениях.
Показ слайдов: «Растения и лекарственные травы
Воронежской области».
Игра: «Угадай растение».
Отгадывание загадок о растениях.
Оформление гербария: «Зеленая аптека».
Выставка работ - аппликаций на тему: «Цветочное царство»
Беседа с детьми о животных, обитающих в нашем краю.
Декабрь
нашего региона
животных и птицах, живущих в нашем
регионе.
Систематизировать полученные знания
о животном мире нашего края.
Развивать мыслительные операции
(обобщение, классификация).
Эстетическое воспитание.
Показ слайдов: «Животный мир нашего региона» и
отгадывание загадок о животных.
Игра: «Кто где живет?»
Закрепить представления о природных
особенностях родного края.
Систематизировать знания о лесах,
реках, растениях и животных.
Занятие построено в виде викторины: «Я познаю мир».
Ответы на вопросы.
Работа с иллюстрациями.
Прослушивание музыки: «Звуки природы».
«Голоса животных» - дети отгадывают, чей это голос.
Выставка рисунков на тему: «Природа и фантазия».
24-26
Природа
ближайшего
окружения
27-29
Природные
Сформировать представления о
богатства нашего природных ископаемых нашей земли.
края
Закрепить знания о природных
ископаемых нашей земли.
30
«Чистый город»
31
Воспитывать любовь к родному городу,
приучать следить за чистотой,
развивать творчество.
«Что ты знаешь
Проверка знаний по пройденному
о своей Родине?» блоку: «Природа родного края».
24
Рассказ детям о птицах, проживающих в нашем регионе.
Отгадывание загадок о птицах и показ слайдов: «Птицы
нашего края»
Игра: «Отправь птиц домой».
Викторина: «Животные наши друзья»
Д/игра: «Отгадай-ка».
Работа с иллюстрациями и чтение стихов о животных и
птицах.
Рассказ детям о полезных ископаемых.
Раскрыть понятие «Природные богатства».
Показ слайдов: «Природных богатств нашего края».
Беседа: «Природные богатства – для чего нужны, их
применение в быту».
Отгадывание загадок по теме.
Выставка поделок из бросового материала.
Викторины, тесты, Д/игры, загадки, вопросы по пройденным
темам.
Подведение итогов по конкурсам рисунков, поделок и
аппликаций.
Выявление уровня освоенных знаний у детей.
Появление
человека на
территории
Воронежского
края
Развивать интерес и уважение
к истории и культуре своего народа.
34
Основание
Воронежа
Развивать способность осмысливать
события и явления действительности во
взаимосвязи прошлого и настоящего.
35
Воронеж Колыбель
русского флота
Развить и углубить знания об истории
Воронежской области
36-40
Знаменитые
места
Воронежской
области
Развитие духовных ценностей, которые
проявляются на уровне человеческих
отношений, чувств, нравственно –
патриотических позиций.
41
Легенды и
сказания
Воронежского
края
Отечественная
война 1812 года
Формирование познавательного
интереса к легендам нашего края.
Январь
42
43-48
Февраль
Путешествие в историю
32-33
Великая
отечественная
война 1941-1945
года
Формировать у дошкольников чувства
гордости за героическое прошлое своей
Родины
Воспитывать у обучающихся
готовность к защите Отечества,
действиям в экстремальных ситуациях.
Формировать у детей чувства гордости
за героическое прошлое своих
земляков.
25
Рассказ о племенах и народах, проживающих на территории
нашего края в далеком прошлом.
Раскрыть понятие племени.
Рассказ о славянах, отличительных чертах этой нации от
других. Ответы на вопросы.
Беседа и показ слайдов про основание Воронежа.
Рассказ о происхождении Воронежа от уезда к области.
Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме:
«Наш край в далеком прошлом».
Рассказ о Петре I.
Объяснить детям почему Воронеж называют «Колыбель
Флота». История возникновения флота.
Показ слайдов: «Воронеж – колыбель флота»
Рассказ с показом слайдов: «Дивногорье»
Рассказ с показом слайдов: «Рамонский замок»
Рассказ с показом слайдов: «Музей заповедник – Костенки»
Рассказ с показом слайдов: «Хреновской конный завод»
Рассказ с показом слайдов: «Музей – усадьба Д.В.
Венивитонова»
Рассказ с показом слайдов: «Костомарово»
Чтение литературы о нашем крае
Рассказ о боевых действиях в годы первой Отечественной
войны 1812 года
Рассказ о боевых действиях в годы второй Мировой войны
1941-1945 годах.
Воронежская «Катюша» и «Штурмовик Ил-2»
Показ слайдов под музыку на тему:
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Чтение стихов о войне, подвигах.
Поделки к дню Защитника отечества.
Изучить старинную архитектуру нашего города, с помощью
фотографий, иллюстраций на тему: «Архитектура
Воронежской земли в прошлом».
Знакомство детей с культовой архитектурой (резьбой по
дереву, «металлическим кружевом», лепниной), применяемой
в прошлом
49
Старинная
архитектура
нашего города
Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Расширить кругозор у детей.
50-51
Традиции
Воронежского
края
Развить интерес и углубить знания о
традициях русского народа и народных
праздниках.
Развитие духовных ценностей, которые
проявляются на уровне человеческих
отношений, чувств, нравственно –
патриотических позиций.
Беседа с детьми о календарных и обрядовых праздниках на
Руси.
Празднование масленицы, Рождества, Ивана Купала, свадьбы
и др.
Рассматривание фотоматериалов на тему: «Быт и традиции
русского народа».
Национальный
костюм
Познакомить детей с русским
народным костюмом. Учить детей из
разнообразия одежды выбирать то, что
относится к русскому народному
костюму. Через имена подвести детей к
пониманию того, что люди разных
национальностей живут рядом. У
каждого народа есть свои стихи, сказки,
песни, костюмы. Воспитывать
доброжелательное отношение друг к
другу.
Учить детей применять полученные
знания непосредственно в той или иной
деятельности (художественное
творчество, социально – личностные
отношения, игровая деятельность).
Приобщать детей к русскому
народному творчеству, показать связь
Знакомство детей с образом коня в русском народном
декоративно – прикладным творчестве.
Прослушивание народных песен, воспевающих русскую
тройку.
Март
52-53
54
Национальная
кухня
55-58
«Делу – время,
потехе – час»
26
Рассказ и показ слайдов на тему: «Русский национальный
костюм» и «Воронежский народный костюм». Его
особенности.
Показ слайдов: «Национальные костюмы народов».
Д/игра: «Чей костюм?», «Собери и раскрась»
Беседа с детьми об особенностях национальной кухни.
Показ слайдов с фотографиями русских национальных блюд.
Правила подачи блюд.
Д/игра: «Приготовь и накорми».
Беседа и показ слайдов на тему: Музыкальные инструменты
нашего края.
между различными видами творчества:
народными промыслами, русским
фольклором (пословицы, поговорки,
загадки, пляски).
Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Апрель
59-66
Старинные
ремесла и
промыслы
русского народа
Познакомить детей с историческим
наследием. Дать знания детей об
особенностях ремесленного
производства (ткачиха, гончар, кузнец,
пекарь). Воспитывать уважение к
историческому наследию родной
страны в целом. Воспитывать
признательность к истокам русской
народной культуры и уважение людям
труда.
Прослушивание мелодии каждого инструмента.
Разучивание русской народной песни «Во поле береза
стояла».
Д/игра: «Найди инструмент по мелодии».
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого
времени.
Просмотр фотографий с предметами быта прошлого времени.
Д/игра: «Что лишнее?»
Знакомство с русским фольклором.
Чтение сказок, былин, пословиц и поговорок.
Беседа с детьми о прочитанном.
Ткачество и кружевоплетение:
- «Павлово-Посадские шали»
- «Валяние валенок»
- «Оренбургский пуховый платок»,
- «Вологодское кружево» и прочее - рассказы и показ
слайдов.
Резьба по кости и дереву:
- «Шемогодская резная береста» - рассказ и показ слайдов.
- «Хотьковская резьба по дереву» - рассказ с показом
фотографий.
- «Холмогорская резьба по кости» - рассказ и показ слайдов.
Роспись:
- «Жостовская роспись» - рассказ и показ слайдов.
Прорисовывание с детьми отдельных элементов жостовской
росписи.
- «Городецкая роспись» - беседа с детьми о городецкой
росписи. Рисование с детьми узоров.
- «Хохлома» - рассказ о хохломской росписи и хохломских
мастерах. Прорисовывание с детьми отдельных элементов
хохломской росписи. Показ фотографий.
- «Гжель» - беседа о гжельских мастерах. Рисование с детьми
гжельских узоров. Показ фотографий.
27
Май
- «Палехская миниатюра» - рассказ и показ слайдов.
Выставка рисунков.
Гончарный промысел:
Знакомство детей с гончарным делом русского народа. Показ
слайдов.
Кузнечное дело:
Знакомство детей с кузнечным делом на Руси. Показ слайдов.
67-70
Старинные
ремесла и
промыслы
русского народа
(продолжение)
Продолжать знакомить детей с
историческим наследием. Дать знания
детей об особенностях ремесленного
производства. Воспитывать уважение к
историческому наследию родной
страны в целом. Воспитывать
признательность к истокам русской
народной культуры и уважение людям
труда.
Русская игрушка:
- «Дымковская игрушка» - рассказ и показ слайдов.
– «Матрешка» - беседа с детьми о происхождении матрешки,
ее особенностях, рассказ о воронежской матрешке.
- «Кукла-оберег» - показ слайдов, дети делают куклу дома.
- «Тульский пряник и самовар» - беседа с детьми о тульском
прянике и тульском самоваре. Их особенности. Показ
слайдов.
- «Гусевской хрусталь» - беседа с показом фотографий.
- Изготовление ложек, икон и прочее – рассказ с
рассмотрение фотографий.
71-72
Промыслы и
ремесла
Воронежской
земли
Продолжать знакомить детей с
историческим наследием. Дать знания
детей об особенностях ремесел
воронежского края. Воспитывать
признательность к истокам русской
народной культуры и уважение людям
труда.
Рассказы о Воронежских конфетах, рамонской свистульки,
орловском рысаке, кораблестроении и др. с показом
фотографий.
Сельское хозяйство в Воронежской области – рассказ и показ
фотографий.
Д/игры, викторина, конкурсы на тему: «Старинные ремесла и
промыслы»
73
Подведение
итогов
Проверка уровня знаний по
пройденному блоку: «Путешествие в
историю»
Д/игры, викторины, карточки, вопросы-ответы.
Подведение итогов по конкурсам.
Подготовительная группа – 75 занятий
28
Сентябрь
Вводное занятие
2
Улицы нашего
города
3
Транспорт
нашего города
4-5
6-7
8-9
10-11
Октябрь
Наш край сегодня
1
12
Повторение ранее изученного
материала
Сформировать представление об улицах
родного города.
Закрепить знание домашнего адреса.
Расширить у детей представления об
общественном транспорте родного
города.
Учить различать транспорт по
назначению.
Современная
Формировать представления об
архитектура
архитектуре родного города, о
города Воронежа строительной технике и инструментах.
Любимые места
отдыха горожан
Привязать любовь и гордость к своему
городу, воспитывать интерес к городу,
понимание его красоты и величия.
Промышленные Учить детей классифицировать здания
и
по назначению, по материалу, из
сельскохозяйстве которого они построены (находить
нные
сходство о отличие зданий).
предприятия
нашего региона
«Что дает наш
Сформировать у детей интерес к
край стране?»
сельскому хозяйству.
Научить детей отличать культурные
растения от сорняков.
Приучать детей к оказанию помощи
взрослым
Социальные и
Учить детей классифицировать здания
культурные
по назначению, по материалу, из
здания нашего
которого они построены (находить
29
Игровые ситуации, беседы с детьми, проверка уровня знаний
по пройденным темам в прошлом году
Знакомство с главными улицами города Воронежа.
Показ слайдов.
Беседа с детьми о домашнем адресе.
Д/игра: «Волшебные картинки улиц нашего города»
Беседа о транспорте нашего города. Для чего он нужен.
Игровая ситуация: «Что будет, если не будет транспорта?».
Рассказ о строительной технике.
Д/игра: «Транспорт и его назначение»
Показ слайдов и фильмов о Воронеже и его современной
архитектуре.
Игра: «Построй свой дом» с помощью конструкторов и
кубиков.
Показ слайдов и беседа на тему: «Мое любимое место
отдыха» (парки, скверы, торговые центры и пр.).
Д/игра: «Где ты живешь?»
Рассказ и показ фотографий о промышленных зданиях нашего
города.
Рассказ о сельскохозяйственных предприятиях. Показ
фотографий.
Беседа на тему: «Для чего нужны эти здания»
Беседа об урожае, о сельском хозяйстве.
Беседа и показ слайдов: «Культурные растения и сорняки»
Поделки из даров природы.
Беседа и показ слайдов о социальных и культурных зданиях
города Воронежа.
13
14
15
16
17-18
Ноябрь
21-22
23-24
25-26
сходство о отличие зданий).
Сформировать представления об
улицах и зданиях, находящихся рядом с
детским садом.
Сформировать представления о
профессиях.
Воспитать интерес к детскому саду,
воспитателям, ровесникам.
Углубить знания детей и расширить
кругозор о мероприятия, проходящих в
нашем городе.
Речевое развитие.
«Современный
Закрепить знания о
облик города»
достопримечательностях города,
знаменитых людях, которые жили в
нашем городе.
Их помнит
Подвести к пониманию, что воронежцы
Россия
хранят память о выдающихся людях
нашего края.
Памятные даты
Формировать представления о главных
города Воронежа событиях нашего города и области.
во времена ВОВ
1941-1945 гг.
Боевые герои
Воспитывать чувство гордости за то,
нашего региона
что солдаты защищают Родину, а
значит и желание быть похожим на них.
Места боевой
Познакомить детей с мемориалами и
славы города
музеями нашего города.
Воронежа и
Воронежской
области
«Их помнит
Формировать представления о родах
Д
е
к
а
б
р
ь
Их именами славен край
19-20
города
Экскурсия в
библиотеку № 34
города Воронежа
«Где работают
наши мамы и
папы?»
Наш детский сад
«№ 31 города
Воронежа
Массовые
городские
мероприятия
27-28
30
Целевая прогулка до библиотеки.
Беседы с детьми о том, где работают их родители, и в чем
заключается их работа.
Рисунки детей: «Мой папа (мама) на работе».
Рассказать и показать слайды о нашем детском саде.
Беседа о профессии: «Воспитатель».
Рассказать для чего они нужны.
Рассказы детей, о мероприятиях, на которых они были.
Викторина, д/игры.
Конкурс рисунков: «Наш край сегодня».
Беседа о выдающихся земляках Воронежской области, их
биография.
Просмотр слайдов.
Рассказы и просмотр фотоиллюстраций на темы:
«Освобождение города Воронежа»
«Битва в Прохоровке»
«Курская дуга» и др.
Рассказ о биографии и показ фотографий наших земляков,
участвовавших в ВОВ.
Рассмотрение фотографий, фильмов о памятниках,
архитектурных сооружениях, парках и скверах победы.
Д/игра с показом карточек мест боевых действий.
Беседа с показом слайдов о родах войск.
Воронеж»
29
Сформировать представления о
страшных событиях в годы войны.
Вызвать чувства сопереживания за
героев фильма и произведений
художественной литературы.
Приобщать детей к русскому
народному творчеству, показать связь
между различными видами творчества:
народными промыслами, русским
фольклором (пословицы, поговорки,
загадки, пляски).
Народноприкладное
искусство
37-42
Народноприкладное
искусство
(продолжение)
Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
43-48
Народноприкладное
искусство
(продолжение)
Познакомить детей с историческим
наследием. Дать знания детей об
особенностях ремесленного
производства (ткачиха, гончар, кузнец,
Январь
32-36
Феврал
ь
Встречи с прекрасным
30-31
«По местам
боевой славы»
«Они сражались
за Родину»
войск (летчики, танкисты, ракетчики,
пехотинцы, моряки), об армии, службе
в мирное время.
Проверка уровня усвоенного материала
31
Знакомство с формой разных военных войск.
Оформление папки: «Их именами славен край»
Итоговая викторина.
Работа с карточками и фотографиями.
Просмотр фильмов о войне для дошкольников.
Чтение стихов о войне, героях.
Беседа с детьми о чувствах, которые они пережили, когда
смотрели фильм и слушали художественную литературу.
Повторение с детьми тем: «Народная игрушка,
кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество,
изготовление ковров, плетение из лозы (из бересты),
гончарное дело, резьба по дереву, роспись».
Работа с картинками, слайдами. Вопросы-ответы.
Рассказ о мастерах народно-прикладного искусства.
Ткачество и кружевоплетение:
Рассказ о видах пряжи, ответить для чего какая пряжа нужна.
Виды рисунков (схемы).
Набор петель спицами и крючком.
Конкурс рисунков: «Мой платочек»
Показать приемы вышивки. Вышить рисунок.
Гончарное дело:
Лепка из пластилина посуды, игрушек.
Конкурс поделок из пластилина на заданную тематику.
Русская игрушка:
«Матрешка» - аппликация.
Кукла из ниток, тряпок – дети делают сами
Выставка поделок: «Игрушка своими руками».
Роспись:
«Жостовская роспись» - прорисовывание с детьми отдельных
элементов жостовской росписи.
«Городецкая роспись» - рисование с детьми узоров.
49
Чаепитие
50-54
Живопись
нашего края
55-58
Поэзия нашего
края
59-66
С песней по
жизни
67-74
Сказка нам жить
помогает
Май
Апрель
Март
пекарь). Воспитывать уважение к
историческому наследию родной
страны в целом.
Выяснить уровень знаний по
пройденным темам в дружеской
обстановке.
Воспитывать признательность к
истокам русской народной культуры и
уважение людям искусства.
Формировать устойчивый интерес к
народному искусству, лучшее
понимание детьми его необходимости и
ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Познакомить детей с творчеством
местных музыкантов.
Расширить кругозор у детей.
Развитие речи.
Художественное и эстетическое
развитие.
Познакомить с нашими землякамиписателями и их произведениями.
Расширить кругозор детей.
Сформировать представления о сказках
и рассказать для чего они нужны.
32
«Хохлома» - прорисовывание с детьми отдельных элементов
хохломской росписи.
«Гжель» - рисование с детьми гжельских узоров.
«Палехская миниатюра» - прорисовка отдельных узоров.
Роспись ложек
Выставка рисунков.
Чаепитие с тульским пряником. Беседа о русских традициях,
ремеслах.
Подведение итогов по пройденной теме.
Биография местных знаменитых художников, их фотографии.
Показ слайдов.
Беседа о картинах с детьми, дети выражают свои чувства.
Конкурс рисунков разными методами: «С чего начинается
Родина», «Мой родной уголок», «Моя семья», «Русские
народные праздники».
Игры и викторины по теме.
Рассказать о поэтах нашего региона, показать их фотографии.
Изучить поэзию местных поэтов.
Чтение стихов, прозы детям под легкую музыку.
Дети выражают свои эмоции рассказами в ходе беседы.
Конкурс чтецов.
Показ слайдов с фотографиями местных музыкантов
Рассказать о биографии музыкантов.
История возникновения песни.
Виды инструментов.
Виды песен. Их отличия.
Разучивание русских народных песен.
Разучивание танцев
Рассказ детям о происхождении сказки.
Рассказ о писателях нашего региона и их произведениях.
Чтение сказок и беседа об их содержании.
Пересказ прочитанной сказки.
Постановка русской народной сказки.
Нарисовать любимого героя из сказки.
75
Викторина
«Встречи с
прекрасным»
Диагностика полученных знаний
33
Просмотр мультиков о городе Воронеже, беседа о его главных
героях.
Вопросы – ответы по темам.
Викторина, д/игры, подведение итогов в конкурсах.
Взаимодействие с участниками образовательных отношений.
- повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- размещение материалов в родительских уголках (консультации, памятки);
- родительское собрание на тему «Воспитание юного патриота в семье»;
- участие родителей в сборе краеведческого материала;
- беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми»;
- участие в организации и проведении экскурсий в музей, библиотеку, пешие прогулки по городу;
- составление родителями фотоальбома «Я и моя семья»;
- совместная деятельность детей и родителей «Герб моей семьи»;
- совместное творчество детей и родителей: рисование рисунков «Моя малая Родина»;
- участие в организации и проведении праздников и развлечений;
- анкетирование «Патриотическое воспитание в нашей семье».
34
Список используемой литературы
1.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
2.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»,
утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
3.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
4.
Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями
от 22 августа 2004 года).
1.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». С-Петербург
«Детство-пресс», 2013.
2.
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, «Учитель» 2013.
3.
Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О.
Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
4.
Грибова Л.Ф. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 5-7 лет Москва, Т.Ц. «Сфера» 2013.
5.
Жариков А. Д. Растите детей патриотами М., 2010.
6.
Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. , Родной край. М., 2010.
7.
Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез,
8.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. «Издательство скрипторий» 2012.
2010.
35
9.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в Воронежской
области. Ярославль,ГОАУ ЯО ИРО, 2011.
10. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. Москва, 2014.
11. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М., 2012.
12. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам национальной культуры. С-Петербург «Детствопресс», 2010.
13. Пытков Р. Н. История Воронежа. 2013.
36