ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целевые ориентиры образовательной программы.
Планируемые
результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования
(п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).
В соответствии с
п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием
при решении управленческих задач, включая:
· аттестацию педагогических кадров;
· оценку качества образования;
· оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том
числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием
методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности
детей);
· оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их
включения в показатели качества выполнения задания;
· распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников учреждения.
Целевые ориентиры образования
в
раннем возрасте:
·
ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
·
использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
·
владеет
активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
·
стремится к
общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются
игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
·
проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
·
проявляет интерес
к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под
музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
·
у ребенка
развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе
завершения
дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными
культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на
этапе завершения ими дошкольного образования.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Планируемые
результаты освоение Программы в соответствии со спецификой дошкольного
учреждения
На этапе завершения дошкольного
образования предполагается сформированность следующих целевых ориентиров и
компетентностей:
Духовно-нравственное воспитание:
·
сформировано
чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к
родной культуре и традициям, основы становления духовно-нравственной личности с
оптимистическим взглядом на жизнь, сформировано представление о России, как о
родной стране, о своей малой Родине;
·
для
ребенка обозначен круг основных православных праздников и духовно нравственного
уклада жизни;
·
дети
ознакомлены с основными событиями и героями Библии, дети приобщились к
нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни
святых.
·
сформировано представление о православной
церкви и православном храме, дети ознакомлены с некоторыми образцами
православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки;
·
раскрыты
основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия. Ребенок
обучен заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к
окружающему миру.
·
у
детей развит интерес к русским традициям и промыслам;
·
заложены
такие основы как гражданственность, патриотизм, готовность к активному
проявлению в различных сферах жизни общества;
·
сформирован
навык связной речи детей, обогащен словарный запас и образный строй;
·
оказана помощь семье в формировании ценностной
сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной
культуры и традиционному укладу жизни, сформированы навыки доброжелательного и
добродетельного поведения, чувства любви и привязанности к семье, как носителю
семейной традиции и родного языка, родному дому, своей Родине, традициям,
обычаям своего народа.
Экологическое
воспитание:
·
дети получили знания о природе, её
многообразии, целостности живого организма, его потребностях,
отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе
жизни.
·
у детей сформированы понятия о
взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с
другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
·
привиты практические навыки и умения по
уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
·
развиты художественные способности,
эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться
объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства
родной природы.
·
развита связная речь детей: обогащен и
активизирован словарный запас, развита диалоговая речь и речь доказательство, дети
обучены составлению рассказов.
Краеведение:
·
У ребенка развита эмоциональная
отзывчивость на красоту родного края, гордость за свой родной город, его
достижения;
·
Ребенок знаком с историческим прошлым
родного города, его символикой, культурой,
народным искусством, художественными промыслами, достопримечательностями,
природными особенностями, жизнью и творчеством знаменитых Воронежцев;
·
У ребенка сформировано желание быть
причастным к традициям родного города, принимать участие в культурных
мероприятиях и социальных акциях.
ТИКО-моделирование:
·
созданы
условия для развития у дошкольников интереса к техническому творчеству,
моделированию и конструированию;
·
у
детей сформировано представление о плоскостных и объёмных геометрических
фигурах, способствовать практическому познанию свойств геометрических тел;
·
развито
пространственное мышление, ребенок умеет анализировать предмет, видеть целое и
части, надсистему и подсистему;
·
развиты
психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, речь)
·
развита
мелкая моторика, чувство симметрии, глазомер;
·
закреплены
знания об окружающем мире, развита наблюдательность;
·
ребенок
умеет работать в соответствии с поставленной целью, доводить дело до конца;
·
развиты
коммуникативные навыки при распределении обязанностей, работе в паре,
коллективе.
Театрализованная
деятельность:
· обогащение
творческого потенциала личности дошкольника;
· ребенок ознакомлен
с основами кукольной театрализации (театральной игрой и актёрским мастерством,
приёмами кукловождения, сценическим движением, сценической речью, музыкальным
оформлением пьесы, декорациями, историей кукольного театра);
· у ребенка развито
зрительное восприятие, пространственное мышление, фантазия, речь;
· развито
художественное и ассоциативное мышление;
· обогащена эмоционально-образная
сфера ребенка;
· заложены азы
формирования художественных предпочтений, этических, эстетических оценок
искусства, природы, окружающего мира;
· происходит
становление формирования нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
· заложены основы развития коммуникативной культуры детей.
Рисование песком и
на песке:
· У ребенка развиты
воображение, мышление, фантазия, связная
речь, стремление к творчеству, умение подчиняться правилам поведения при работе с песком;
· У ребенка развита
мелкая моторика рук, тактильные ощущения, ориентировка в пространстве;
· У ребенка
сформирован интерес к играм и упражнениям с песком, необходимые умения и навыки
рисования на песке, желание отражать в рисунке впечатления от окружающего мира.
Плавание:
· Ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру спорта, в частности плавания;
· Ребенок подвижен,
вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
· У ребенка
сформированы координационные навыки сочетания движений в воде, правильного
дыхания;
· Ребенок проявляет
чувство веры в свои способности и возможности;
· Ребенок владеет
облегченными способами плавания, проявляет интерес к овладению спортивными
способами плавания (кроль на груди и спине);
· Ребенок способен к
волевым усилиям, может следовать правилам безопасного поведения на воде и
личной гигиены.