Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………….......................
3
1.1.Актуальность программы………………………………………..….
4
1.2.Цель программы……………………………………………………..
4
1.3.Задачи программы…………………………………………...………
4
1.4.Принципы программы……………………………………………....
5
1.5.Характеристика особенностей развития детей……………….…………………
5
1.6.Этапы экологического воспитания по программе…………………………….
6
1.7.Ожидаемые результаты………………………………………………………….
6
1.8. Материально-техническое обеспечение………………………………………..
7
1.9. Работа с родителями детей – участников программы………………………..
8
2. Тематическое планирование деятельности ……………………………………
9
2.1.Тематическое планирование деятельности детей 5-6 лет……………………
9
2.2.Тематическое планирование деятельности детей 6-7 лет……………………
10
3. Содержание изучаемого курса………………………………….………………….
11
3.1. Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет……………………………...
11
3.2. Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет…………..………………….
12
4. Методическое обеспечение……………………………………..……………………
14
5. Список литературы……………………………………………..……………………
18
5.1. Литература, используемая для разработки программы……............................
18
5.2. Литература для детей…………………………………………………………….
18
5.3. Литература для родителей………………………………………………………
19
6. Календарно-тематическое планирование деятельности ……….………………
20
6.1. Календарно-тематическое планирование деятельности для детей 5-6
лет…………..…………………………………………………………………………..
6.2. Календарно-тематическое планирование деятельности для детей 6-7
лет…………..………………………………………………………………………….
20
25
2
1. Пояснительная записка
Данная
программа
построена
на основе
природоохранного
социальнообразовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного
возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной
просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры
природопользования.
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается
необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического
образования населения», 1994г;
- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных
учреждениях Российской Федерации», 1994г;
- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где
дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
- Экологическая
доктрина
Российской Федерации (одобрена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №
1225-р)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладываетсяпозитивноеотношение к
природе, к «рукотворному
миру», к себе и окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают
его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение
детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и
знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании
приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней
среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения
ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении
животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить
ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми,
понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые
действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается
познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е.
личностные качества ребенка, которые представлены как целевыеориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по
экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают
возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются
не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической
деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки,
экспериментирование, наблюдения.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается
определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки
уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение
опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их,
воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за
животными и растениями).
3
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального
общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из
приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию
у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению
гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины,
внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно
развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
Конечной целью такого образования является формирование у человека нового
экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда
обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего
края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь,
способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в
том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе,
к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология,
позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного
края, а, значит, любовь к государству.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и
образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут
вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той
или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно
разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес,
любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование
их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы,
разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся
на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Цель программы
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений
к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к
природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры
природолюбия.
Задачи программы
-
-
Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием
животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость,
величие, силу и красоту природы;
Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и
природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
4
-
Помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасенияприроды для
выживания на земле самого человека;
-
Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;
Помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и
окружающим его миром;
Способствовать
воспитанию потребности принимать активное участие
в
природоохранной и экологической деятельности.
-
-
Принципы программы:
системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с
использованием элементов классификации знаний;
использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
последовательность в обучении и воспитании;
преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него
факторов;
простота и доступность изучаемого материала;
наглядность при изучении тем и вопросов;
присутствие в
учебно-воспитательном
процессе
элементов
сравнения
иразличных примеров;
наличие
практического
показа,
возможность постановки и
проведенияэксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и
темы;
безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного
материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и
познания этого материала со стороны ребёнка.
Характеристика особенностей развития детейстаршей группы (от 5-6 лет)
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и
вымышленное.
Постепенно
дети
приобретают
способность
действовать
по
предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом
представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает
наглядно- образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с
использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Характеристика особенностей развития детейподготовительной группы
(6-7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об
окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние
особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а
на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
5
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности
для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно- образного мышления, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Этапы экологического воспитания по программе:
1 этап (с 5 до 6 лет)
-
Соблюдение правил поведения в окружающей среде;
контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного
мира;
доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и
растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
2
этап (с 6 до 7 лет)
Умение
самостоятельно
выявлять
признаки
того или иного
времени
года,устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанное отношение ко
всем животным, понимание того, что
вредныхживотных не бывает;
- обобщенное представление о
типичных экологических системах (лес, луг,
водоем);
- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание
на основе природоведческих знаний о факторах
окружающей среды и гуманного отношения к природе.
-
По программе обучаются дети 5-7 лет – три подгруппы по 10 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут, для
детей 6-7 лет – 30 минут, общее количество часов в год для каждой группы – 36
Ожидаемые результаты
-
Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и
нести ответственность за свои поступки, и понимать их
последствия;
Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки
рационального природопользования;
Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях;
Ребёнок понимает ценность природных объектов.
6
Проектирование целеполагания и результативности
Уровень
Специфика целеполагания
Прогнозируемая
результативность
Стартовый
Цели уровня предусматривают:
формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворениеих
индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также организацию их
свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10,
ст. 75, п. 1);
мотивацию личности к познанию, творчеству,
труду, искусству испорту (Концепция развития
дополнительного образования детей).
Освоение
образовательнойпрограммы.
Переход на базовый уровень
не менее 25%обучающихся.
Участие в
муниципальных и
региональных
мероприятиях не менее50%
обучающихся.
Включение в число
победителей и призеров
мероприятийне менее 10%
обучающихся.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации Формы предъявления и
образовательных
демонстрации
результатов
образовательныхрезультатов
Творческая работа
Выставка
Конкурс
Экологические
праздники
Готовые изделия
Грамоты
Грамоты
Фото и видеосъёмка
Презентация
Портфолио
Отчёт
Сайт детского сада
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- ноутбук,
- мультимедиа,
- -фотоаппарат,
- -Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:
- «Организация работы в летний период» (наблюдения в природе)фотоматериалы.
- «Времена года» стихи русских поэтов о природе
- «Экологические игры».
- «Звуки, голоса и шумы окружающего мира».
- «Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа).
- «Земля»» (BBC: Живая природа).
7
Учебно-наглядные пособия:
- Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»,
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,
- «Движение Земли вокруг Солнца»
- Демонстрационные картины и динамические модели.
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
- Глобус.
- «Красная книга».
- Календари природы
Оборудование и материалы:
- Инвентарь по уходу за растениями.
- Магнитная доска с магнитами.
- Сюжетные игрушки.
- Кормушки.
- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья
деревьев.
- Сыпучие продукты: крахмал, соль.
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки,
воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов
(пластмасса, стекло, разного объёма и формы).
- Красители: пищевые, гуашь, акварель.
- Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из
бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
Взаимодействие с участниками образовательных отношений.
Основные формы работы с участниками образовательных отношений(родителями):
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической
компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (токшоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и
сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, участие в конкурсах,
викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы,
почтовый ящик и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в
уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам
экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
В рамках формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье,
способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных
детьми на занятиях и реализации их в повседневнойжизни.
8
Тематическое планирование деятельности для детей 5-6 лет
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1.
Раздел «Неживая природа»
17
7
10
1.1.
Тема: Земля - наш дом!
4
2
2
1.2.
Тема: Путешествие капельки.
4
1
3
1.3.
Тема: Воздух.
4
2
2
1.4.
Тема: Где ночует солнышко?
2
1
1
1.5.
Тема: Разноцветные песчинки.
3
1
2
2.
Раздел «Живая природа»
19
11
8
2.1.
Тема: Растения, какие они?
5
3
2
2.2
Тема: Мир животных.
5
3
2
Игровая ситуация
«Зелёные паруса»
2.3
Тема: В лес за чудесами.
4
2
2
2.4
Тема: Птицы вокруг нас!
5
3
2
Квест-игра
«Лесное
путешествие!»
Акция «Птицы –
наши друзья!
Помоги другу!»
36
18
18
Всего Теория Практика
Итого
Формы
аттестации/
контроля
Фотогазета
«Неизведанное
рядом!»
Праздник «Планета
Радости»
Акция «Берегите
воду!»
Соревнования:
«Ветер поморю
гуляет»
Рисование по
сказке Н.В.
Дегтярёвой
«Подушка для
солнышка»
Творческая
мастерская
«Песочные
фантазии»
Фотогазета
«Человек! Будь
природе другом!»
Акция «Берегите
первоцветы!»
9
Тематическое планирование деятельности для детей 6-7 лет
№
п/п
Название раздела,темы
Количество часов
1.
Раздел: Что изучает
экология? Как стать юным
экологом?
6
4
2
Фотогазета «Эколятадошколята – друзья
Природы!»
1.1.
Тема: Я и природа.
3
2
1
Праздник «Посвящение в
эколят-дошколят»
1.2.
Тема: Защитники природы.
3
2
1
Агитбригада «Эколята –
друзья и защитники
природы!»
2.
Раздел: Человек и неживая
природа
18
9
9
Фотогазета «Станет чищена
планете, если ей помогут
дети!»
2.1.
Тема: Без воды нам не
прожить
4
2
2
Конкурс рисунков «Чтоб
сохранить природу,
берегите, люди, воду!»
2.2.
Тема: Воздух вокруг нас
4
2
2
Конкурс «Мы за чистый
Воронеж»
2.3.
Тема: Солнце - большая
звезда
3
1
2
Мобиль «Планеты»
2.4.
Тема: Богатства Земли
(почва, глина, песок, камни).
7
4
3
Выставка: Книжки-малышки
«Природародного края»
3.
Раздел: Многообразие
растительного и животного
мира
12
6
6
Выставка творческихработ
«Как прекрасенэтот мир,
посмотри!»
3.1.
Тема: Растительный мир
4
2
2
Акция «Посади дерево!»
3.2.
Тема: Животный мир
4
2
2
Книжки-малышки
«Домашний питомец»
3.3. Тема: Лес в жизни человека
4
2
2
Московский областной
конкурс «Сохраним лесот
пожаров!»
Итого
36
19
17
Всего Теория
Практика
Формы
аттестации/ контроля
10
Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет
Раздел 1. «Неживая природа»
Тема
1.1. «Земля - наш
дом!»
Теория
Практика
Понятие о том, что планетаЗемля –
Применение элементарных
это огромный шар, большая часть
природоохранных действийв
которогопокрыта водой. Кроме воды ближайшем окружении.
есть материки – твердая земля
– суша, где живут люди.
1.2. «Путешествие
капельки».
Понятие
происходит
1.3. «Воздух».
Знакомство детей сосвойствами
воздуха, что внутри человека есть
воздух.
Опыты. Дети обнаруживают
воздух в окружающем
пространстве и убеждаютсяв
том, что с помощью воздуха
можно передвигать предметы.
1.4. «Где ночует
солнышко?»
Представления детей по теме
«Космос», способствовать
формированию элементарных
представлений о строении
Солнечной системы
Опытно-экспериментальная
деятельность. Представления
детей о вращении Земли
вокруг своей оси и вокруг
Солнца.
1.5.«Разноцветные
песчинки».
Понятие о свойствах сухого и
мокрого песка, способах работы с
ним. Знакомство детей со значением
песка в
жизни живых существ и для здоровья
человека.
Естественно-научный опытдетей,
связанный спознанием свойств
песка и предметов,
изготовленныхиз песка.
о
том,
водоворот
как
Опыты. Дети учатся делать
вприроде. умозаключения
на основе
имеющихся сведений.
Раздел 2. «Живая природа»
Тема
2.1. «Растения, какие они?»
Теория
Практика
Представления детей о растениях как Опыты. Выявление
о живых существах со своими
факторов внешней среды,
потребностями,
необходимыхдля роста и
необходимыми условиями для жизни, развития
которые создает
растений
человек.
11
Тема
2.2. «Мир животных».
2.3. «В лес зачудесами».
2.4. «Птицы вокругнас!»
Теория
Обобщение знаний оживотных.
Практика
Наблюдения за
домашнимипитомцами.
Понимание значимости
животных на
Земле.
Обобщение знаний детей о
Применение
взаимодействии человека сприродой. элементарных
природоохранных
действийв ближайшем
окружении.
Обобщение знаний детей оптицах. Активизация творческой
Понятие значимости
и практической
птиц на планете.
деятельности
по охране и защите птиц.
Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет
Раздел 1. «Что изучает экология? Как стать юным экологом?»
Тема
1.1. «Я и природа».
Теория
Понятия об экосистемеприроды
Земли в границах обитания
человека.
Практика
Овладение
исследовательскими
методами
познания
природы.
1.2. «Защитники природы».
Понимание потребности в
постоянном саморазвитии
экологической культуры.
Развитие сопереживания
кбедам природы,
потребности
бороться за её
сохранение.
Раздел 2. «Человек и неживая природа»
Тема
Теория
2.1. «Без воды нам непрожить» Знакомство с факторами,
угрожающими природе.
Тема
Теория
Практика
Систематизация
знаний о
природоохранных
мероприятиях.
Практика
2.2. «Воздух вокруг нас»
Обучение и закрепление на основе Формирование
системно-деятельностного
осознанногобережного
подходаустойчивого навыка
отношения к природе.
раздельного сбора отходов.
2.3. «Солнце - большаязвезда»
Представление о вращенииЗемли Опыты. Дети учатся
вокруг своей оси и вокруг Солнца, делатьумозаключения на
осменяемости сезонов года, о
основеимеющихся
смене дня и ночи.
сведений.
12
2.4. «Богатства Земли»(почва,
глина, песок,
камни).
Первоначальные понятия о
Установление причиннополезных
ископаемыхродного следственных связей и
края.
представлений о
свойствах песка, глины,
камня. Воспитание
бережного отношения к
природным богатствам,
уважение к труду людей,
занятых в добыче
полезных ископаемых.
Раздел 3. «Многообразие растительного и животного мира»
Тема
3.1. «Растительный мир»
Теория
Представления детей о растениях
как о живыхсуществах со своими
потребностями, необходимыми
условиямидля жизни, которые
создает
человек.
Практика
Опыты. Выявление
факторов внешней
среды, необходимыхдля
роста и развития
растений
3.2. «Животный мир»
Обобщение знаний оживотных.
3.3. «Лес в жизничеловека»
Представления о вреде лесных
пожаров и основныхисточниках
возгорания влесу,
естественнонаучное
образование детей.
Наблюдения за
домашнимипитомцами.
Понимание
значимости животных на
Земле.
Привлечение внимания
дошкольников к
необходимости
соблюдения
правил пожарной
безопасности в лесу.
13
Методическое обеспечение
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный;
игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса:
*Групповая –
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории
детей.
Возраст
5-6 лет
6-7 лет
Число детей в группе
8-10 детей
8-10 детей
Время занятия
25 минут
30 минут
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут
варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
*Индивидуальная –
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года)
диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей и
воспитателей.
Формы организации занятия - акция, беседа, вернисаж (выставка), фото галерея
(фотогазета), игра, игра-путешествие, КВН, викторина, конкурс, концерт (агитбригада),
лабораторное занятие (опыты и эксперименты), наблюдение, тематическое занятие, праздник,
практическое занятие, театральное представление, презентация, проект, просмотр обучающих
мультфильмов и фильмов, соревнование, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная),
WEB-квесты.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности,
технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная
технология обучения, технология коллективной творческой деятельности,
здоровьесберегающая технология.
14
Алгоритм занятия
Тип учебного
занятия
Учебное
занятие:
изучение и
первичное
закрепление
новых знаний
Практическое
занятие
закрепления
знанийи
способов
деятельности
Дидактическая
цель
Структура
Формы
проведения
занятия
Создать условия
дляосознания и
осмысления новой
информации
Орг. момент
Экскурсия,
Актуализация знаний иумений
лабораторноМотивация. Целеполагание
практическое
Организация восприятия
занятие,
Организация осмысления
дидактическая
Первичная проверкапонимания
сказка
Организация первичногозакрепления
Анализ
Рефлексия
Обеспечить
Орг. момент
Экскурсия, игразакрепление знаний Мотивация
путешествие,
испособов Актуализация знаний испособов
викторина
деятельностидетей действий
Конструирование образца
применения знаний в
стандартной и измененнойситуациях
Самостоятельное применение
знаний
Контроль и самоконтроль
Рефлексия
В занятия включены темы, посвящённые свойствам предметов и исследовательской
деятельности детей, занятия дополняются активными совместными играми, динамическими
паузами, во время которых дети учатсяпринимать сюжет и правила игры.
Дидактические
материалы - раздаточные материалы, инструкционные,технологические
карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
15
Настольно-печатные игры:
Раздел
программы
Название игры
«Неживаяприрода» «Где живёт
вода?»
Цель игры
Развивающая игра для детей 5-9 лет
знакомит детей со свойствами воды.
«Что
происходит в
природе?»
«Многообразие
растительного и
животного
мира»
«Что изучает
экология?»
«Что изучает
экология?»
Дети знакомятся с природными явлениями,
научатся устанавливать причинно-следственные
связи, а также смогут развить связную речь и
умение
выражать свои мысли.
«Живая инеживая
Игра научит детей отличать живое от неживого,
природа»
одушевленное
отнеодушевленного.
«Воздух, вода,земля» Экологические цепочки. Дети знакомятся со
средой обитания растений и животных, получат
знания по экологии, научатсяпонимать
взаимосвязь различных объектов природы.
«Живая азбука»
Развивающая игра для детей от 5 лет знакомит с
животными, обитающими натерритории России.
«Кто гдеживёт?»
Многовариантная игра знакомит детей 5-7 лет с
внешним видом и названиями животных и их
местами обитания.
Дети учатся систематизировать знания о
животных, растениях.
«Зоологическое
лото»,
«Ботаническоелото»
«Домашние
Познавательная игра о пользе домашних
животные»
животных.
Настольная игра знакомит детей в
«Про растения»
увлекательной форме со всем многообразием
флоры.
«ЭколятаИгра способствует формированию у детей
дошколята»
экологической культуры, системы
авторская игра
ценностного отношения к природе, бережного
отношения к ней, культурыприродолюбия,
природосохранения.
«Экологический
Развивающая игра для детей 4-7 летзнакомит с
маршрут»
охраной природы, знаниями по экологии,
правилами поведения в природе.
«Береги живое»
Игровой дидактический материал по экологии
знакомит ребят возраста 4-9 летс ситуациями,
которые могут встретиться им на улице, на воде,
в лесу и на поле.
«Стань другом
Эта обучающая настольная играпредложит
природы!»
юным натуралистам интересную викторину с
вопросами на тему окружающей природы, а
также о правилах поведения человека в лесу,
парках и скверах.
«Зелёный город»
Игра знакомит с основами экологии
16
Мониторинг по экологическому воспитанию
Методика
Раздел 1. Экологические представления о взаимосвязях в системе
«человек-природа» и в самой природе.
«Удивительная
прогулка»
Цель
Выявить уровень сформированности экологических
представлений о среде жизни и ее факторах.
"Живая-неживая
природа"
Выявить уровень
сформированности экологических
представлений о живой и неживой природе.
"Знатоки природы"
Определить уровень сформированности экологических
представлений об условиях жизни живых объектов
природы, их дифференцированном отношении к свету,
теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде
обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях,
существующих в природе.
Раздел 2. Экологически
ответственное отношение к природе, овладение
системой нравственных норм и правил экологического характера.
Методика
«Лес благодарит и
сердится»
Выявить отношение к природе и уровень
сформированного представлений о правилах, нормах
взаимодействия с нею
«Экологическиезнаки» Изучить оценочные умения и уровень понимания
природоохранной деятельности.
«Продолжи
рассказ»
Выявить у детей уровень развития нравственных
мотивов.
Методика
Раздел 3. Эмоционально-ценностное отношение к природе.
"Радости
и
Выявить место природы в системе ценностных
огорчения"
ориентации у старших дошкольников.
"Секретный
Исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего
разговор"
(авторИ. дошкольника и ценностное отношение к природе в
В. Цветкова)
процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей
опыт общения с природнымиобъектами.
"Картинная
Выявить уровень эстетического восприятия природы
галерея"
и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.
Методика
Раздел 4. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.
«Экологический
Выявить у детей уровень: представлений о рациональном
светофор»
взаимодействии человека с природой: о допустимых и
(Модификация
недопустимых действиях на природе,
методики Цветковой И. природоохранительной деятельности; умения оценивать
В.)
результаты взаимодействия людей с природой
(взаимодействие приносит вред природе, безобидно,
полезно); опыта в экологически ориентированной
деятельности.
«Кормушки дляптиц» Определить уровень мотивов,
влияющих на
природоохранительную деятельность.
«Забота о природе»
(проводится в
индивидуальной
форме)
Выявить позицию ребенка по отношению к природе,
уровень умения разрешать экологические проблемы,
выявлять причины их возникновения.
17
Список литературы
Литература, используемая педагогом
для
разработки программы и организации
образовательного процесса:
1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение,
1993. – 128 с.
2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
3. Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями:
Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
4. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва
г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
5. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при
ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми
5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
6. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при
ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми
5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
7. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной
О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
8. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и
тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое
планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е. А. Мартынова, И. М.
Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г. 11.Посвянская Н. П.
Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
11. Природоохранный социально-образовательный
проект «Эколята- дошколята».
http://эколята.рф/
12. Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
13. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники –
14. М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
15. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно- дидактические игры для
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Литература, рекомендуемая для детей по данной программе:
Экологические стихи для дошкольников
16. Я. Аким. «Наша планета»
17. С. Михалков. «Прогулка»
18. А. Усачев. «Мусорная фантазия»
19. С. Михалков. «Будь человеком»
20. Г. Ладонщиков. «Дельный совет»
21. В. Орлов. «Что нельзя купить»
22. С. Михалков. «Случай на зимовке»
23. С. Михалков. «Зяблик»
Сказки на экологическую тему для дошкольников
24. В. Бианки. «Анюткина утка» 10.К. Ушинский. «Весна»
25. М. Пришвин. «Лесной доктор»
26. В. Чаплина. «Крылатый будильник» 13.С. Сахарнов. «Морские сказки» 14.М.
Пришвин. «Золотой луг»
18
27. 15.К. Паустовский. «Собрание чудес»
Литература, рекомендуемая для родителей по данной программе:
28. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников:
Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений,
учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
29. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: ЛинкаПресс, 2004. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из
возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных
способностей малыша.
30. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи
и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: АмритаРусь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
31. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.
Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – СанктПетербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. – 96с.
32. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова.
Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
33. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF!
19
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет
Год обучения: 1
Возраст детей – 5-6 лет
Количество детей – 10
Количество недель – 36
Количество дней – 36
Продолжительность каникул – 14
Даты начала и окончания занятий – сентябрь – май.
№ Месяц Формазанятия Кол-во Тема занятия
п/п
часов
Тематическое
занятие
2
«Земля - наш
дом!»
2.
Творческая
мастерская
1
3.
Игра путешествие
1
«Чудеса
для
детей из
ненужных
вещей».
«Планета
Радости».
СЕНТЯБРЬ
1.
№ Ме
п/п сяц
Формазанятия Кол-во Тема занятия
часов
Тематическое
занятие
2
5.
Квест-игра
1
ОКТЯБРЬ
4.
Задачи
показать Землю как
общий дом всех людей и
всех живых существ,
живущих рядом с
человеком;
вызвать у детей
стремление беречь свой
общий дом как условие
сохранения жизни
человечества и всех
природных обитателей;
способствовать
осмыслению своего
местав системе всех
земных обитателей,
ответственности за
сохранение нашего
общего дома;
вторичная переработка
мусора необходима для
сохранения окружающей
среды.
Задачи
Форма
контроля
Беседа
Выставка
творческих
работ
Публикация в
СМИ
Форма
контроля
«В лес за
чудесами».
- обобщить и проверить Беседа
знания детей о
растительном и
«Лесное
животном мире природы, Конкурс
путешествие!» правилахповедения в
«Исследовательская
природе, явлениях,
деятель-ность
происходящих вжизни
в детском
растений,животных
саду»
весной,
-продолжать развивать
умение самостоятельно,
20
Викторина
1
7.
Тематическое
занятие
Просмотр
обучающего
мультфильма
1
8.
Творческая
мастерская
1
9.
Тематическое
занятие
1
10.
Опытноэксперименталь
ная
деятельность
1
НОЯБРЬ
6.
№ Ме
п/п сяц
13.
ЯНВАРЬ
12.
ДЕКАБРЬ
11.
«Знатоки
природы».
логически кратко, точно Протокол
выражать свои мысли; воспитывать бережное
отношение к природе,
желание принимать
участие в ее охране и
защите.
«Где ночует -расширять
Беседа
солнышко?»
представлениядетей по
теме «Космос»;
-способствовать
формированию
элементарных
Рисование по представлений о
Выставка
строении Солнечной
сказке Н.В.
рисунков
системы,
о
вращении
Дегтярёвой
«Подушка для Земли вокруг своей оси
и вокруг Солнца.
солнышка».
«Разноцветные -закрепить представления Беседа
песчинки».
детей о свойствах песка;
-развивать
любознательность,
«Песочная
Фотоотчёт
наблюдательность,
радуга».
творчество.
Формазанятия Кол-во Тема занятия
часов
Творческая
мастерская
1
«Песочные
фантазии».
Тематическое
занятие
3
«Мир
животных».
Виртуальная
экскурсия
1
«В мире
животных».
Задачи
Форма
контроля
-закрепить представления Выставка
детей о свойствах песка; творческих
-развивать творчество
работ
любознательность,
наблюдательность
-формирование у детей
Беседа
экологической культуры и
активной жизненной
позиции;
-воспитание у детей любви
Беседа
к родной природе,
навыков бережного и
ответственного отношения
к её обитателям; -
21
Игровая ситуация
1
«Зелёные
паруса».
15.
Тематическое
занятие
2
16.
Наблюдение
1
«Птицы вокруг -закрепление
Беседа
нас!»
представлений детей о
знакомых птицах, их
образежизни и поведении,
о связи с окружающей
средой, роличеловека в
жизни птиц, вызвать
«Птицы –
Зарисовки
наши друзья!» сочувствие к голодающим наблюдений
и замерзающим зимой
птицам, учить проявлять
заботу к ним;
ФЕВРАЛЬ
14.
воспитание у детей
Фотоотчёт
бережного отношения к
единым общечеловеческим
ценностям в соответствии
с принципом сохранения
культурного и природного
разнообразия.
ФЕВРАЛЬ
№ Ме Формазанятия Кол-во Тема занятия
Задачи
Форма
п/п сяц
часов
контроля
17.
Агитбригада
1
«Покормите
-вовлечение детей в
Фото и
птиц зимой!» творческую и
видеосъёмка
практическую
деятельность по охране и
защите зимующих птиц;
-развитие потребности
общения с природой и
окружающим миром,
ответственности за
«братьев нашихменьших»;
-воспитание у учащихся
активной жизненной
18.
Акция
1
«Птицы –
Грамота
позиции
в
сфере
наши друзья!
Помоги другу!» экологической и
природоохранной
деятельности;
-развивать
познавательный интерес и
любознательность в
процессе наблюдений за
повадками птиц, их
способом передвижения и
поведением в стаях;
-развивать поисковую
деятельность детей,
способность к
определению задач на
основе поставленной
проблемы.
22
Тематическое
занятие
19.
№ Ме
п/п сяц
«Растения,
какие они?»
1
Формазанятия Кол-во Тема занятия
часов
Проект
2
21.
Театрализован-ная
игра
1
Творческая
мастерская
1
23.
Экологическая
сказка
1
24.
Игра- путешествие
1
25.
Опыты и
эксперименты
1
26.
Творческая
мастерская
1
27.
Тематическое
занятие
2
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
20.
22.
- дать представления
детям о растениях как о
живых существах со
своими потребностями,
Задачи
Беседа
Форма
контроля
«О чём
рассказали
цветы?»
необходимыми условиями Плакат
для жизни, которые
«Берегите
создает человек; о
природу!»
факторах внешней среды,
«В
гостях у необходимых для роста и Фотоотчёт
первоцветах». развития растений;
формирование
активной экологической
Акция
Выставка
позиции
по
сохранению,
«Берегите
творческих
первоцветы!» защите и восстановлению работ
численности
раннецветущих растений,
находящихся под угрозой
исчезновения.
«Путешествие Уточнить представление Беседа
капельки».
детей о том, что вода
очень важна для всех
живых существ, без неё не
могут жить растения,
«Поиск
Фотоотчёт
животные, человек (людям
капелек в
вода нужна для еды,
группе».
питья, для мытья тела,
Лаборатория
предметов, которые есть в Лепбук
«Родниковая
«Путешеств
помещении);
вода».
ие
сформировать у детей
знания о значении воды в капельки»
жизни человека; дать
элемен тарные
Акция
Выставка
представления о
«Берегите
рисунков
круговороте воды в
воду!»
природе; воспитание
навыков иумения
рационально
использовать воду.
«Воздух».
-формирование
Беседа
Представлений детейо
воздухе и его свойствах;
-развивать
мышление,
23
28.
Соревнования
1
29.
КВН
1
«Ветер по
внимание,
морю гуляет». наблюдательность,
любознательность
посредством
экспериментальной
«Берегиприроду деятельности.
родного
края!»
Грамота
Протокол
24
Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет
Год обучения: 1
Возраст детей – 6-7 лет
Количество детей – 10
Количество недель – 36
Количество дней – 36
Продолжительность каникул – 14
Даты начала и окончания занятий кружка – сентябрь – май.
№ Месяц Формазанятия Кол-во Тема занятия
п/п
часов
Тематическое
занятие
1.
1
1
Праздник
1
3.
Тематическое
занятие
1
4.
Тематическое
занятие
3
Опытноэкспериментальная
деятельность
1
5.
ОКТЯБРЬ
2.
СЕНТЯБРЬ
Веб-квест
Задачи
«Я и природа» -формировать у детей
основ экологическую
Форма
Контроля
Беседа
культуру и развивать
экологическое
«Я и природа» мышление;
-воспитывать любовь,
бережное и
уважительное
отношение детей к
природе.
«Посвящение в
эколятдошколят».
Фотогазета
«Эколятадошколята –
друзья
Природы!»
«Богатства
-познакомить детей с Выставка:
Земли» (почва). полезными
Книжкиископаемыми,их
малышки
значением
и
«Природа
«Сокровища
классификацией;
родного
Земли» (глина, -показать
значение края»
песок, камни). полезных ископаемых в
жизни человека,
растений иживотных;
«Почва».
- выяснить, что есть в
почведля жизни живых
организмов;
25
№ Ме
п/п сяц
Формазанятия Кол-во Тема занятия
часов
Опытноэкспериментальная
деятельность
6.
8.
1
НОЯБРЬ
7.
1
Тематическое
занятие
1
Задачи
Форма
Контроля
«Песок
глина».
и -устанавливать
Выставка:
причинноКнижкиследственные связи о малышки
свойствах песка,
«Природа
глины, камня;
-развивать
родного
любознательность и
края»
конструктивные
«Камни
— умения;
удивительные -воспитание уважения
создания
к труду людей, занятых
природы».
в добыче полезных
ископаемых.
«Животный
мир».
-обобщить знания
детей о животных;
-понимание
значимости
животных на Земле;
- повышение
«Животныймир. экологической
Заповедники». культурыдетей на
основе
эмоциональных
переживаний;
- активизация
творческой и
«Любимые
практической
питомцы».
деятельностипо охране
и защите птиц.
Беседа
Виртуальная
экскурсия
1
10.
Наблюдения
1
11.
Проект
1
«Животные
Красной книги
нашего края».
Презентация
«Красная
книга» Красная!»
Тематическое
занятие
2
«Защитники
природы».
Агитбригада
«Эколята –
друзья и
защитники
природы!»
12.
ДЕКАБРЬ
9.
Беседа
Книжки малышки
«Любимый
питомец»
26
№ Ме
п/п сяц
Формазанятия Кол-во Тема занятия
часов
Задачи
Форма
Контроля
- активизация
творческой и
практической
деятельностипо охране
и защите птиц.
-дать представление
детямо вращении
Земли вокруг
своей оси и вокруг
Солнца,о сменяемости
сезонов года, дня и
ночи;
Кормушкидля
птиц
Творческая
мастерская
1
«День добрых
дел».
14.
Тематическое
занятие
1
«Солнце –
большая
звезда».
15.
Опыты.
1
«День-Ночь»
16.
Творческая
мастерская
1
«Космическое
путешествие»
.
17.
Тематическое
занятие
2
18.
Опыты.
1
Практическое
занятие
1
20.
Тематическое
занятие
2
21.
Театрализованная
игра
1
Конкурс
творческихработ
1
«Воздух вокруг -дать понять детям
Беседа
нас».
значение воздуха для
человека;
-обучение и
«Воздухзакрепление наоснове
невидимка»
системно«Мы за чистое деятельностного
конкурс
Подмосковье» подходаустойчивого «Мы за
навыкараздельного
чистый
сбора
Воронеж»
отходов;формировать
осознанное
бережноеотношение к
природе.
«Без воды намне Знакомство с
Беседа
прожить»
факторами,
угрожающими
«Приключения природе.
Фотогазета
Колобка»
Систематизация знаний «Станет
чище на
оприродоохранных
планете,
мероприятиях.
если ей
помогут
дети!»
«Чтоб
Протокол
сохранить
природу,
берегите, люди,
воду!»
22.
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
19.
ЯНВАРЬ
13.
Беседа
Мобиль
«Планеты»
27
№ Ме
п/п сяц
Формазанятия Кол-во Тема занятия
часов
Тематическое
занятие
1
24.
Виртуальная
экскурсия
1
Опытноэкспериментальная
деятельность
1
26.
Практическое
занятие
1
27.
Тематическое
занятие
2
28.
Творческая
мастерская
1
Сюжетноролевая игра
1
29.
МАЙ
25.
АПРЕЛЬ
23.
Задачи
Форма
Контроля
«Растительный -через игры и опыты Выставка
мир»
научить детей
творческих
определять физические работ «Как
свойстварастений;
прекрасен этот
-учить детей делать
мир,
«Растительный самостоятельные
посмотри!»
мир.
умозаключения
по
Дендрарий».
результатам
«Растения
и обследования;
Фотоотчёт
-воспитывать
среда»
нравственныеи
духовные качества
ребёнка во время его
Акция «Посади общения с природой. Озеленение
дерево!»
территории
детского
сада
«Лес в жизни -воспитание у детей
Беседа
человека».
бережного отношения
к природе;
-привлечение внимания
детей к необходимости
Рисование
Конкурс
соблюдения правил
«Сохраним лесот пожарной
рисунков
пожаров!»
«Сохраним
безопасности влесу.
лес от
пожаров!»
«Юные
спасатели».
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47