organized

Содержание:
1
2
3

Пояснительная записка
Содержание программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Приложения

3
10
14
16

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы будущей личности начинают закладываться уже в дошкольном
детстве. И склонность к творчеству проявляется у ребенка очень рано. Педагоги и
психологи пришли к выводу, что именно способность творить является залогом
будущих успехов человека.
Желание творить – это внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И взрослые должны
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут
ему стать ему по-настоящему творческой личностью.
Рисование является одним из важнейших средств всестороннего и
гармоничного развития ребенка. Оно помогает ему в познании мира, эстетическом
воспитании, так как связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у детей совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство
цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие.
Направленность образовательной программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
имеет художественную направленность. Реализация программы направлена, в
первую очередь, на развитие эстетического отношения и образного восприятия
окружающего мира, воспитание художественного вкуса, интереса к произведениям
искусства и творческой деятельности. В процессе освоения программы
обучающиеся получат определенные знания и навыки изображения предметов и
явлений природы, использования различных техник и материалов.
Уровень освоения программы
Программа имеет стартовый уровень и предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что художественная
изобразительная деятельность является одним из ведущих способов воспитания и
развития детей дошкольного возраста. Посредством изобразительного искусства
3

дети развивают свои когнитивные навыки, обогащают представления об
окружающем мире, расширяют кругозор, развиваются как личности.
Отличительной особенностью программы является ее ориентированность
на патриотическое воспитание детей посредством наблюдения, изучения флоры и
фауны родного края, знакомства с традициями, историей, знаменитыми людьми,
яркими событиями из жизни Воронежа. Эмоциональная вовлеченность в разные
аспекты жизни малой Родины поможет воспитанникам почувствовать себя ее
преемниками, научит гордиться своей Родиной, бережно относиться к ее ресурсам,
заложить основы осознанной и социально активной личности.
Программа составлена на основании следующих нормативных
документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Указа Президента РФ от 7.05.2021 г. № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726, и плана мероприятий по
ее реализации на 2015-2020 гг.;
Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей
(утв. Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г. №11)»;
Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №093242 «О направлении информации»;
Указа президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при
президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная
среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
4

Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года
№467);
Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 144» с изменениями от
19.02.2019 г.
Положения о внутренней системе оценки качества образования от 23.08.2019
г.
Правил приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» с
изменениями от 01.10.2020 г.
Правил внутреннего распорядка для воспитанников МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 144» от 27.03.2019 г.
Цель программы – создание условий для удовлетворения потребности
детей в самовыражении посредством изобразительного искусства, общего развития
личности ребенка, реализации его творческого потенциала, нравственноэстетическое, патриотическое воспитание детей, их духовное обогащение,
психологическое и интеллектуальное развитие.
Цель программы осуществляется через решение следующих задач:
Сформировать:
- начальные изобразительные умения в разных видах художественной
деятельности: умение передавать форму изображаемых объектов, пропорции и
взаимное расположение частей;
- начальные композиционные представления у детей: умение располагать
предметы в центре листа, а сюжеты располагать по всему листу в соответствии с
содержанием действия и включенными в действие объектами, соблюдать
соотношение предметов по величине;
- начальные навыки рисования в различных художественных техниках:
гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, а также нетрадиционные техники
рисования;
- представление о разнообразии цветов и оттенков;
- интерес к творческой деятельности, потребность к духовному развитию и
самовыражению;
- представление о различных видах изобразительного искусства (живопись,
архитектура, ДПИ), а также о различных жанрах в живописи;
- представление о народных художественных промыслов;
- эстетическое отношение к произведениям искусства;
- умение аккуратно использовать художественные материалы, наводить
порядок по окончании работы;
Воспитывать:
- бережное отношение к произведениям искусства;
- доброжелательное и уважительное отношение к работам других учащихся;
- интерес изобразительной деятельности;
- самостоятельность, умение применять полученные знания;
5

- бережное отношение к природе,
- любовь к родному краю, его истории, традициям и т.д.;
Развивать:
- образное эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающего
мира;
- эстетические чувства, эмоции, вкус, умение воспринимать произведения
искусства;
- мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать;
- цветовое восприятие с целью обогащения цветовой гаммы рисунков;
- свободу и точность движений руки под контролем зрения;
- инициативность детей в творческой деятельности;
- фантазию.
Формы и методы проведения занятий
По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
По
способу
организации
деятельности
используются
методы:
репродуктивный, игровой, объяснительно-иллюстративный, эмоционального
стимулирования, поощрения, наблюдение, анализ, обобщение, обучающий
контроль.
Ни один из перечисленных методов не используется изолированно,
поскольку
объяснения
педагога
всегда
сопровождаются
показом
последовательности выполнения задания, демонстрацией приемов, предложением
вариантов, практическая работа детей сопровождается комментариями и
пояснениями педагога.
Возраст обучающихся:
I год обучения: 3-4 года;
II год обучения: 4-5 лет.
Срок обучения: 2 года.
Режим занятий:
I год обучения – 1 раз в неделю по 15 мин;
II год обучения –1 раз в неделю по 20 мин.
Форма обучения – очная, традиционная (занятия).
Формы организации деятельности на занятии:
- массовая;
- групповая;
- индивидуальная (при подготовке к конкурсам).
Количество обучающихся формируется в соответствии с Уставом МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 144»; санитарными правилами и нормами
СанПиН.
Состав обучающихся однородный, постоянный, без участия детей с ООП,
ОВЗ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
строится с учетом основных принципов, средств, форм и методик, позволяющих
6

организовать образовательный процесс на основе общепедагогических и
специальных знаний, умений и навыков.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей.
Основываются на изучении окружающего мира, обращены на личный опыт
ребенка, что способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной
деятельности. Последовательность заданий выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Программа имеет циклическую
структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и
постепенно усложняя.
Программа предполагает учет способностей и возможностей ребенка, т.е.
процесс обучения строится в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подхода.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты по окончании I года обучения:
Личностные:
сформируется:
- начальные навыки к восприятию произведений искусства;
- эмоциональная отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений
декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы;
- потребность к занятиям творчеством;
- интерес к природным явлениям, любовь к животным.
Метапредметные:
освоят:
- разнообразные мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление;
сформируются умения:
- передавать свои впечатления через художественные образы;
- наблюдать за временами года;
- сотрудничать с педагогом при решении творческих задач;
- аккуратно использовать материалы, наводить порядок на своем рабочем
месте;
- радоваться созданным работам;
Предметные:
получат знания:
- об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и
оттенках (розовый, голубой, серый);
- о различных формах предметов (круг, квадрат, треугольник);
научатся:
- изображать отдельные предметы, а также простые композиции с
незамысловатым сюжетом;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользоваться карандашами, кистями и красками;
- ритмично наносить линии, мазки, пятна, штрихи;
- рисовать линии в различных направлениях, короткие и длинные;
7

- изображать предметы различной формы (округлые, прямоугольные) и
состоящие из комбинации разных форм.
Планируемые результаты по окончании II года обучения:
Личностные:
сформируется:
- умение выражать свои эстетические чувства и эмоции при рассматривании
произведений искусства, в том числе ДПИ, а также при прослушивании музыки,
стихов, потешек и т.п.;
- интерес к искусству, желание заниматься творчеством;
- любовь к природе, родному краю, бережное отношение к животным и
растениям;
- позитивное отношение к сверстникам.
Метапредметные:
освоят:
- разнообразные мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление;
-навык продуктивного сотрудничества со сверстниками и педагогом в
творческой деятельности;
сформируются умения:
- передавать свои впечатления через художественные образы;
- наблюдать за природными явлениями, делиться полученным опытом;
- рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;
- находить взаимосвязи между различными видами искусства;
- аккуратно работать, сохраняя чистоту, наводить порядок в конце работы;
- радоваться достигнутому результату, проявлять дружелюбие при оценке
чужих работ;
Предметные:
получат знания:
- о новых цветах и оттенках (коричневых, оранжевый, светло-зеленый);
- о форме предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- о величине.
научатся:
- создавать несложные сюжетные, повторяя изображения одних и тех же
предметов и добавляя к ним другие;
- рисовать отдельные предметы, в том числе сложной формы, правильно
передавая соотношения различных частей;
- выделять средства выразительности в рисунке;
- располагать изображение на всем листе, соблюдать соотношение различных
предметов по величине;
- правильно держать карандаш, кисть, цветной мелок;
- аккуратно закрашивать, подбирая нужные цвета и различные материалы;
- выделять выразительные средства народной игрушки (дымка);
- украшать силуэты игрушек народной росписью.

8

Уровень усвоения образовательных нормативов демонстрируется на
различных мероприятиях культурного плана: участие в конкурсах детского
творчества, участие в тематических групповых и общих выставках.
Уровень усвоения воспитательных нормативов – положительных
личностных качеств – оценивается отношением к воспитаннику его товарищей и
одногруппников в целом.
При этом наибольшему контролю подлежит настроение учащегося на
занятии: педагог должен способствовать созданию благоприятной творческой
атмосферы для ровного, спокойного, оптимистичного, ресурсного состояния
воспитанников. Только в этом случае возможно достижение прогнозируемых
результатов.
В ходе реализации программы используются следующие педагогические
принципы:
1.Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения
литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и
всестороннее развитие личности каждого ребенка.
3. Принцип деятельности – развитие и воспитание ребенка осуществляется
посредством сенситивного вида детской деятельности – рисование.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием
речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой
работы.
Кроме того, в ходе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
- группового обучения;
- культурно-воспитывающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- игрового обучения;
- дифференцированного обучения;
- развивающего обучения;
- здоровьесберегающего обучения.
Формы отслеживания результата:
- наблюдение;
- участие в конкурсах различного уровня;
- участие в творческих выставках.
Мониторинг не предполагает специальных форм организации детей,
осуществляется во время занятий в форме педагогического наблюдениях.
Проводится 2 раза в год (в сентябре и апреле) с целью повышения эффективности
занятий и внесения необходимых корректировок.
9

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№

1
2
3
4

Название раздела,
темы
Предметное
рисование
Сюжетное
рисование
Рисование по
замыслу
Декоративное
рисование
Всего часов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения
Количество часов
всего
Теория
практика
12

3

9

12

3

9

8

2

6

4

1

3

36

9

27

Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание программы I года обучения
Раздел 1. Предметное рисование.
Теория: Рассматривание иллюстраций, разных предметов, формы, цвета.
Создание игровой мотивации. Чтение стихов, загадок. Объяснение и показ
способов выполнения работы. Формирование способов зрительного и тактильного
обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия 0
особенностей их формы, пропорции, цвета, фактуры. Учить детей видеть
художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств
колористической, композиционной и смысловой трактовки.
Практика: Развивать чувство цвета – умение различать и называть основные
цвета. Развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине
листа. Совершенствовать технические навыки. Ориентироваться в таких понятиях
как форма, цвет, величина, количество. Рисование сложных по форме изображений
на основе волнистых линий, согласовывать пропорции листа бумаги (фона) и
задуманного образа. Рисование гуашевыми красками, карандашами, мелками.
Раздел 2. Сюжетное рисование.
Теория: Рассматривание иллюстраций с цветами, птицами, животными,
водными обитателями. Чтение стихов, прослушивание музыкальных
произведений, отгадывание загадок, создание игровой мотивации. Объяснение и
показ способов выполнения работы. Учить детей отображать в рисунке содержание
прочитанных произведений. Учить располагать на одном листе несколько
изображений. Развивать умение выделять главное в сюжете, правильно передавать
пропорциональные соотношения между предметами. Учить детей сравнивать,
сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Развивать творческое воображение, желание самостоятельно нарисовать
10

дополнительные элементы на рисунке (елочка, деревце, следы на снегу и т.д.).
Развивать эстетическое восприятие.
Практика: Формирование навыков рисования кистью, карандашами,
мелками, пользоваться несколькими цветами красок, промывая хорошо кисть, не
наносить другой цвет рядом с еще сырой краской (подождать пока она еще
высохнет). Рисование предметов разной формы (круглой, квадратной,
прямоугольной, треугольной). Учить детей красиво располагать изображение на
листе. Рисование природных и бытовых объектов и явлений природы.
Раздел 3. Рисование по замыслу.
Теория: Создание игровой мотивации, чтение стихов, объяснение и показ
способов выполнения работы. Учить детей отображать свои представления и
впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными
средствами. Самостоятельно выбирать тему, образы. Развивать воображение,
воспитывать эстетические эмоции.
Практика: Рисуя красками формировать навыки рисования кистью
(аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу,
проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы. При рисовании
карандашами и мелками – проводить линии вертикальные и горизонтальные,
волнистые, кривые. Переводить детей от рисования-подражания к
самостоятельному творчеству.
Раздел 3. Декоративное рисование.
Теория: Рассматривание иллюстраций по народному творчеству 1
(дымковская игрушка, матрешка, воронежская керамика, народный костюм),
рассматривание народных декоративных росписей, чтение стихов, потешек,
песенок, прослушивание музыкальных произведений, объяснение и показ способов
выполнения работы. Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение
узнавать знакомые образы (птицы, конь, барышня, матрешка и др.), видеть их
красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства
выразительности (элементы, их цвет).
Практика: Рисование узоров используя геометрические элементы узора:
широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон),
элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист
одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента
(по форме или цвету).

11

№

1
2
3
4

Название раздела,
темы
Предметное
рисование
Сюжетное
рисование
Рисование по
замыслу
Декоративное
рисование
Всего часов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II год обучения
Количество часов
всего
теория
практика
8

2

6

14

3,5

10,5

7

1,75

5,25

7

1,75

5,25

36

9

27

Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание программы II года обучения
Раздел 1. Предметное рисование.
Теория: Учить изображать знакомые природные объекты (посуда, мебель,
транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, дома), а также явления
природы (дождь, снегопад). Учить замечать общие очертания и отдельные детали.
Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений
об окружающем мире. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением природных и бытовых 2
объектов, явлений природы. Чтение стихов, загадывание загадок, прослушивание
музыкальных произведений. Объяснение и показ образцов и способов выполнения
работы.
Практика: Рисование природных и бытовых объектов, явлений природы
используя разные материалы (гуашь, мелки, цветные карандаши, фломастеры).
Совершенствовать технику владения кистью (свободно и уверено вести кисть по
ворсу, повторяя общее очертание силуэта. Придумывать разные интересные
сочетания красок. Учить соблюдать пропорциональные соотношения при
рисовании. Развивать образное мышление, активность в дополнении рисунка
интересными деталями.
Раздел 2. Сюжетное рисование.
Теория: Учить детей находить простые сюжеты в окружающей жизни, в
художественной литературе. Знакомить детей с цветовой гаммой, с вариантами
композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Развивать
чувство формы, цвета. Воспитывать эстетический вкус, интерес к окружающему
миру, желание отражать в рисунке полученное представление. Воспитывать
самостоятельность, уверенность, инициативность. Рассматривание иллюстраций,
картинок с изображением природных и бытовых объектов, явлений природы.
Чтение стихов, загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений.
Объяснение и показ образцов и способов выполнения работы.
12

Практика: Рисование простых сюжетов, передавая основные признаки
изображаемых объектов, их структуру и цвет, создание многофигурных
композиций. Рисование разных объектов из природного и бытового окружения.
Использование разных техник рисования и разных материалов. Закреплять приемы
рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде и
просушивать тряпочкой. Закреплять умение рисовать и закрашивать разные
формы, дополнять рисунок деталями. Воспитывать в детях самостоятельность.
Раздел 3. Рисование по замыслу.
Теория: Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное
творческое начало. Развивать композиционные умения. Воспитывать уверенность,
инициативность, интерес к экспериментированию. Развитие воображения.
Прослушивание музыкальных произведений, чтение стихов, создание игровой
мотивации.
Практика: Рисование на свободные темы, по литературным произведениям,
передавая характер и настроение героев, выделение главного, изображая более
крупно на переднем плане. Рисование разными материалами, выбранными в
соответствии с содержанием рисунка, и доводить его до конца. Продолжать
развивать навыки рисования карандашами, фломастерами, гуашевыми красками,
восковыми мелками.
Раздел 4. Декоративное рисование.
Теория: Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные 3
признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на
форме). Различать виды народных игрушек по некоторым признакам (дымковские,
филимоновские, матрешки). Рассматривание иллюстраций по народному
творчеству, рассматривание народных декоративных росписей, чтение стихов,
потешек, песенок, прослушивание музыкальных произведений, объяснение и показ
способов выполнения работы.
Практика: Составление узоров на основе росписи народной игрушки,
выделяя геометрические элементы росписи: овал, кольцо, круг, точки, линии
прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного
вида, их сочетание (цвет фона и элементов). Составлять узоры на полосе,
прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине,
цвету. Составлять узор на шаблоне народной игрушки.

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Необходимым условием успешной реализации программы является создание
развивающей образовательный среды для учащихся. Занятия проходят в изостудии
– в просторном помещении с хорошим освещением благодаря большим окнам, а
также лампам дневного света. Изостудия оборудована столами, регулирующимися
по высоте, стульями, разнообразными художественными инструментами и
материалами, обеспечивающими образовательный процесс. В изостудии имеется
большая магнитно-маркерная доска, проектор и проекционный экран, компьютер,
цветной принтер.
Учебно-методические условия
Изостудия оснащена всеми необходимыми методическими материалами:
- предметы декоративно-прикладного искусства и народного промысла:
Хохлома, Гжель, дымковская игрушка, семеновская и воронежская матрешки,
воронежская керамика. Кроме того, рядом с изостудией находится Комната
крестьянского быта, являющаяся результатом проектной деятельности
сотрудников детского сада, детей и их родителей. В комнате собраны старинные
или имитирующие их предметы народного быта, известные детям по сказкам: 4
русская печь, ухват, кочерга, чугунки, кровать с лоскутным одеялом, вышитым
подзором и наволочками, красный угол с иконами, керосиновая лампа, прялка и
моталка, вышитые полотенца, домашняя утварь, деревянные лавки и стол, самовар,
рукомойник;
- искусственные цветы, фрукты, игрушки для обследования и рисования с
натуры;
- богатый иллюстративный материал к темам программы: плакаты,
фотографии, книги с иллюстрациями, репродукции картин и т.п.;
- электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации,
разработанные педагогом по темам программы, видеоролики, песни.
Литература
Азбука русской живописи. Под редакцией Л. Жукова. – М.: «Белый город»,
2008.
Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М.: Гном и Д, 2006.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – М.:
Детство-Пресс, 2005.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – М.: Детство- Пресс, 2004.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа,
конспекты) – Г.С. Швайко. М., 2003
14

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.– М.: МозаикаСинтез, 2016
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Творческий
центр Сфера, 2012
Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Т.С. Комаровой. – И.:
Педагогическое общество России, 2005
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. —
Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
Ребенок XXI века. Воспитание культурой – Н.Б. Кутьина, СПб., 2010
Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
занятия, планирование. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: Творческий центр Сфера,
2005
Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ / Методическое
пособие. – М.: Творческий Центр Сфера, 2008.
Традиции культуры Воронежского края на занятиях изобразительной
деятельности в детском саду / Е.В. Селиванова. – Воронеж, 2008

5

15

Приложение 1
Календарный учебный график
I год обучения
№ Месяц
1

2

2
3

Сентябрь

1

4

6
7

Октябрь

5

8

10
11
12

Ноябрь

9

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

3

4

5

6

7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Зернышки для птички

изостудия

1

Грибной дождик

изостудия

1

Травушка-муравушка

изостудия

1

Разноцветный заборчик

изостудия

1

Полосатый коврик

изостудия

1

По ровненькой дорожке

изостудия

1

Листопад

изостудия

1

Клубочек

изостудия

1

Калачи из печи

изостудия

1

Воздушные шары

изостудия

1

Мой веселый звонкий мяч

изостудия

1

Дерево в заповедном лесу

изостудия

16

1
6

1

2

14
15

Декабрь

13

16

18
19

Январь

17

20

22
23

Февраль

21

24

26
27

Март

25

3

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

4

5

6

7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Серпантин танцует

изостудия

1

Елочка – зеленая иголочка

изостудия

1

Украсим елочку огонькам и шарами

изостудия

1

Снежные комочки

изостудия

1

Мандарины и апельсин

изостудия

1

Снеговик

изостудия

1

Деревья и елочки

изостудия

1

Колобок

изостудия

1

Кубики

изостудия

1

Зайчик

изостудия

1

Тележка (вагончик)

изостудия

1

Украшение кувшинчика

изостудия

1

Цветы маме

изостудия

1

Узор на сарафане

изостудия

1

Светит солнышко

изостудия

17

1
7

1

2

Май

Апрель

28 Март

3

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

4

5

6

7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Весенняя капель

изостудия

1

Сказочный домик

изостудия

1

Плюшевый мишка

изостудия

1

На веточке распустились листочка

изостудия

1

Птички снесли яички

изостудия

1

Одуванчики в траве

изостудия

1

Чебурашка

изостудия

1

Пчелы и цветы

изостудия

1

Радуга

изостудия

18

1
8

Приложение 2
Календарный учебный график
II год обучения
№ Месяц
1

2

2
3

Сентябрь

1

4

6
7

Октябрь

5

8

10
11
12

Ноябрь

9

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

3

4

5

6

7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Летний луг

изостудия

1

Помидор и огурец

изостудия

1

На яблони поспели яблоки

изостудия

1

Мышка и репка

изостудия

1

Осеннее дерево с желтыми листьями

изостудия

1

Украшение фартука

изостудия

1

Полосатый коврик

изостудия

1

Яичко и цыпленок

изостудия

1

Осеннее дерево и ель

изостудия

1

Зайчик под елочкой

изостудия

1

Лисичка-сестричка

изостудия

1

Маленький гномик

изостудия

19

1
9

1

2

14
15

Декабрь

13

16

18
19

Январь

17

20

22
23

Февраль

21

24

26
27

Март

25

3

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

4

5

6

7

1

Платочки и полотенца сушатся на веревочке

изостудия

1

Вырастала елка в лесу на горе

изостудия

1

Снегурочка

изостудия

1

Украшение платочка дымковской барышни

изостудия

1

В Антарктиде

изостудия

1

Украсим кукле платьице

изостудия

1

Муравей – защитник леса

изостудия

1

Снегири на ветках

изостудия

1

Сказочные избушки

изостудия

1

Мы вылепили разных снеговиков

изостудия

1

Самолеты летят

изостудия

1

Укрась свою уточку

изостудия

1

Букет маме

изостудия

1

Танцующая матрешка

изостудия

1

Куст вербы

изостудия

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
20

2
0

1

2

Май

Апрель

28 Март

3

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

4

5

6

7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Украшение рубашки красочным узором

изостудия

1

В космосе

изостудия

1

Рыбки

изостудия

1

Скворцы прилетели

изостудия

1

Укрась росписью яичко

изостудия

1

Весь в цвету весенний сад

изостудия

1

Жеребенок

изостудия

1

Яблоко спелое, сочное, красное

изостудия

1

Здравствуй, лето

изостудия

21

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (473) 266-28-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».