1
Содержание:
1
2
3
Пояснительная записка
Содержание программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Приложения
3
12
16
18
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любовь к рисованию заложена в детей самой природой: изображая
окружающий мир, они изучают его. При этом маленькие исследователи проявляют
свойственную этому возрасту непосредственность, эмоциональность, умение
радоваться и удивляться всему новому и неожиданному. Так в процессе
художественной деятельности, с одной стороны, раскрываются заложенные в
каждом ребенке индивидуальные способности, а с другой – умение видеть и
понимать красоту окружающего мира способствует развитию личности в целом:
воспитанию культуры чувств, развитию художественного вкуса, активной
творческой позиции, любви и бережному отношению к природе, к родному краю,
Родине, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность
самовыражаться. Современному обществу требуются именно такие активные,
осознанные, умеющие нестандартно мыслить, творчески подходить к решению
жизненных задач личности.
В результате обучения дети получат начальные знания и умения по
изобразительной деятельности, необходимые для дальнейшего развития их
творчества, разовьют когнитивные навыки, которые лягут в основу их
последующей учебной деятельности, а также сделают возможным усложнение и
многих других видов детской деятельности: игровой, познавательной,
исследовательской, художественной и т.п. Кроме того, благоприятная атмосфера
художественных занятий поможет выразить ребенку свои чувства, эмоции,
раскрепоститься, дать свободу своей фантазии, почувствовать собственную
ценность и уверенность в собственных силах.
Направленность образовательной программы
Программа «Брызги радуги» имеет художественную направленность.
Реализация данной программы направлена, в первую очередь, на развитие
эстетического отношения и образного восприятия окружающего мира, воспитание
художественного вкуса, интереса к произведениям искусства и творческой
деятельности. В процессе освоения программы обучающиеся получат
определенные знания и навыки изображения предметов и явлений природы по
представлению и с натуры, использования различных техник, материалов.
Уровень освоения программы
Программа имеет стартовый уровень и предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что художественная
изобразительная деятельность является одним из ведущих способов воспитания и
3
развития детей дошкольного возраста. Посредством изобразительного искусства
дети развивают свои когнитивные навыки, обогащают представления об
окружающем мире, расширяют кругозор, развиваются как личности.
Отличительной особенностью программы является ее ориентированность
на патриотическое воспитание детей посредством наблюдения, изучения флоры и
фауны родного края, знакомства с традициями, историей, знаменитыми людьми,
яркими событиями из жизни Воронежа. Эмоциональная вовлеченность в разные
аспекты жизни малой Родины поможет воспитанникам почувствовать себя ее
преемниками, научит гордиться своей Родиной, бережно относиться к ее ресурсам,
заложить основы осознанной и социально активной личности.
Программа составлена на основании следующих нормативных
документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Указа Президента РФ от 7.05.2021 г. № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726, и плана мероприятий по
ее реализации на 2015-2020 гг.;
Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей
(утв. Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г. №11)»;
Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №093242 «О направлении информации»;
Указа президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при
президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная
среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
4
Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года
№467);
Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 144» с изменениями от
19.02.2019 г.
Положения о внутренней системе оценки качества образования от 23.08.2019
г.
Правил приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» с
изменениями от 01.10.2020 г.
Правил внутреннего распорядка для воспитанников МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 144» от 27.03.2019 г.
Цель программы – создание условий для удовлетворения потребности
детей в самовыражении посредством изобразительного искусства, общего развития
личности ребенка, реализации его творческого потенциала, нравственноэстетическое, патриотическое воспитание детей, их духовное обогащение,
психологическое и интеллектуальное развитие.
Цель программы осуществляется через решение следующих задач:
Сформировать:
- начальные изобразительные умения в разных видах художественной
деятельности: умение передавать форму изображаемых объектов, их характерные
признаки, пропорции и взаимное расположение частей;
- начальные композиционные представления у детей: умение располагать
изображение на листе, передавать несложные движения объектов; при создании
сюжета передавать смысловые связи между объектами, показывать их
пространственное расположение, используя линию горизонта;
- начальные навыки рисования в различных художественных техниках:
гуашь, акварель, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки,
гелевые ручки и т.д., а также использовать их сочетания;
- представление о разнообразии цветов и оттенков, навыки получения
различных оттенков разными материалами;
- интерес к творческой деятельности, потребность к духовному развитию и
самовыражению;
- представление о различных видах изобразительного искусства (живопись,
графика, скульптура, архитектура, ДПИ), а также о различных жанрах в живописи;
- представление о разнообразии народных художественных промыслов;
- эстетические суждения и умение аргументированно и эмоционально
рассуждать о произведениях искусства;
- умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для
занятий, наводить порядок по окончании работы;
Воспитывать:
- бережное отношение к произведениям искусства;
- доброжелательное и уважительное отношение к работам других учащихся;
5
- интерес изобразительной деятельности;
- самостоятельность, умение активно и творчески применять полученные
знания;
- бережное отношение к природе,
- любовь к родному краю, его истории, традициям и т.д.;
Развивать:
- образное эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающего
мира;
- эстетические чувства, эмоции, вкус, умение воспринимать произведения
искусства;
- мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать, устанавливать
сходства и различия, выделять характерные и общие признаки, обобщать;
- цветовое восприятие с целью обогащения цветовой гаммы рисунков;
- свободу и точность движений руки под контролем зрения;
- инициативность детей в творческой деятельности;
- творческую свободу и фантазию.
Формы и методы проведения занятий
По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
По
способу
организации
деятельности
используются
методы:
репродуктивный, игровой, объяснительно-иллюстративный, эмоционального
стимулирования, поощрения, наблюдение, анализ, обобщение, обучающий
контроль.
Ни один из перечисленных методов не используется изолированно,
поскольку
объяснения
педагога
всегда
сопровождаются
показом
последовательности выполнения задания, демонстрацией приемов, предложением
вариантов, практическая работа детей сопровождается комментариями и
пояснениями педагога.
Возраст обучающихся:
I год обучения: 5-6 лет;
II год обучения: 6-7 лет.
Срок обучения: 2 года.
Режим занятий:
I год обучения – 2 раза в неделю по 25 мин;
II год обучения –2 раза в неделю по 30 мин.
Форма обучения – очная, традиционная (занятия).
Формы организации деятельности на занятии:
- массовая;
- групповая;
- индивидуальная (при подготовке к конкурсам).
Количество обучающихся формируется в соответствии с Уставом МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 144»; санитарными правилами и нормами
СанПиН.
6
Состав обучающихся однородный, постоянный, без участия детей с ООП,
ОВЗ.
Программа «Брызги радуги» строится с учетом основных принципов,
средств, форм и методик, позволяющих организовать образовательный процесс на
основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей.
Основываются на изучении окружающего мира, обращены на личный опыт
ребенка, что способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной
деятельности. Последовательность заданий выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Программа имеет циклическую
структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и
постепенно усложняя.
Программа предполагает учет способностей и возможностей ребенка, т.е.
процесс обучения строится в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подхода.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты по окончании I года обучения:
Личностные:
сформируется:
- эстетический вкус, умение видеть красоту мира;
- эмоциональное отношение к произведениям искусства;
- интерес к творческой деятельности, потребность к самовыражению через
изобразительное искусство;
- способность решать творческие задачи, мыслить самостоятельно,
воплощать задуманное;
- любовь к животным, природе, родному краю;
- желание активно участвовать в творческой жизни детского сада, своей
группы;
- доброжелательное отношение к сверстникам;
- позитивная оценка своих творческих способностей.
Метапредметные:
освоят:
- разнообразные мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление,
нахождение сходств и различий, выделение общего и характерного, обощение;
- творческий подход к решению проблемных ситуаций;
- стремление к самостоятельному общению с искусством;
- умение участвовать в культурной жизни детского сада;
сформируются умения:
- передавать свои впечатления через художественные образы
- наблюдать (всматриваться, вслушиваться) в явления и объекты природы,
замечать их изменения;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении творческих задач;
7
- организовывать свое рабочее место, работать аккуратно, экономно
расходовать материалы, сохранять чистоту, наводить порядок в конце работы;
- радоваться достигнутому результату;
Предметные:
получат знания:
- о строении предметов: форме, величине, пропорциях;
- о композиции: как располагать предмет на листе с учетом его пропорций
(вертикально, горизонтально);
- о новых цветах (фиолетовый) и оттенках (голубой, розовый, темно-зеленый,
сиреневый);
- о дымковской, хохломской росписях, о народной игрушке (дымка,
матрешка);
- о традициях ДПИ Воронежского края;
- о растениях и животных Воронежского края;
научатся:
- передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
литературных произведений и т.п.;
- передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,
располагать предметы так, чтобы они загораживали друг друга;
- передавать соотношения разных по величине предметов в сюжетной
композиции;
- передавать движение фигур;
- использовать различные выразительные средства для передачи настроения;
- создавать сюжетные композиции;
- создавать узоры по мотивам народных росписей на шаблонах в виде
народной игрушки или изделия;
приобретут навык:
- рисования различными художественными материалами с учетом их
специфики (цветные карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры);
- использовать различный нажим карандаша для получения оттенков;
- использовать направление штриха для получения разных фактур (гладкий,
пушистый, лохматый);
- рисовать кистью различными способами (всем ворсом, кончиком, мазком,
примакиванием).
Планируемые результаты по окончании II года обучения:
Личностные:
сформируется:
- художественно-эстетический вкус, образное мышление;
- эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства,
событиям жизни, явлениям природы;
- понимание ценности искусства, интерес к творческой жизни;
- желание заниматься изобразительным искусством, реализовываться через
него;
8
- любовь к родному краю, интерес к его истории, выдающимся людям,
традициям, культурной жизни;
- позитивная оценка своих способностей и творческих работ сверстников;
- бережное отношение к природе, животным;
- самостоятельность, умение организовывать свою работу;
- креативность мышления, фантазия, творческая свобода.
Метапредметные:
освоят:
- умение творчески и активно применять ранее полученные знания и навыки;
- навыки поиска нестандартных подходов к решению поставленных задач;
- стремление к активному участию в культурной жизни детского сада,
различных его мероприятиях;
-навык продуктивного сотрудничества со сверстниками и педагогом в
творческой деятельности;
сформируются умения:
- делиться своими эмоциональными переживаниями по поводу реальных или
предлагаемых обстоятельств;
- образно передавать свои впечатления и эмоции различными
выразительными средствами;
- находить взаимосвязи между различными видами искусства, а также между
произведениями искусства и личным опытом;
- доброжелательно и уважительно относиться к деятельности других людей,
в т.ч. своих сверстников;
- замечать свои недостатки и вносить изменения и дополнения в свои работы;
- планировать свои действия для реализации поставленных целей;
- организовывать свое рабочее место, работать аккуратно, экономно
расходовать материалы, сохранять чистоту, наводить порядок в конце работы;
- радоваться достигнутому результату;
Предметные:
получат знания:
- об истории и видах искусства, разнообразии творческих профессий и их
ярких представителях;
- о перспективе: как располагать предметы на листе в соответствии с их
расположением ближе или дальше от наблюдателя;
- о правилах расположения изображения на листе;
- о цветах, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или
уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.);
- об объеме и способах его передачи с помощью света и тени; узнают, что
такое блик;
- о городецкой, гжельской росписях;
- о памятниках, архитектуре, культурных традициях Воронежского края;
- о растениях и животных Воронежского края;
научатся:
- различать народное и профессиональное искусство, различные виды
искусства, жанры живописи;
9
- работать с натуры и по памяти (представлению);
- передавать характерные особенности предметов, наряду с передачей их
формы, величины, строения, пропорций, цвета;
- сравнивать предметы между собой и передавать их различия в сюжетных
композициях;
- замечать изменения цветов в природе в зависимости от погоды, времени
суток, времени года и использовать характерную цветовую гамму в своих работах;
- замечать и использовать различные оттенки одних и тех же цветов;
- передавать объем простых предметов, используя светотень и блик: яблоко,
кувшин;
- передавать движения людей, животных, растений, склоняющихся от ветра;
- строить изображение, соблюдая основные композиционные правила;
- сочетать различные материалы в одной работе;
- смешивать краски для получения различных цветов и оттенков;
приобретут навык:
- свободной, плавной и точной работы руки под контролем глаза;
- использовать свойства различных изобразительных материалов для
достижения большей выразительности;
- использовать цвет и фактуру как средства художественной
выразительности;
- работы с палитрой для смешивания красок;
- выстраивать последовательность работы;
- проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового
решения.
0
Уровень усвоения образовательных нормативов демонстрируется на
различных мероприятиях культурного плана: участие в конкурсах детского
творчества, участие в тематических групповых и общих выставках.
Уровень усвоения воспитательных нормативов – положительных
личностных качеств – оценивается отношением к воспитаннику его товарищей и
одногруппников в целом.
При этом наибольшему контролю подлежит настроение учащегося на
занятии: педагог должен способствовать созанию благоприятной творческой
атмосферы для ровного, спокойного, оптимистичного, ресурсного состояния
воспитанников. Только в этом случае возможно достижение прогнозируемых
результатов.
В ходе реализации программы используются следующие педагогические
принципы:
1.Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения
литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и
всестороннее развитие личности каждого ребенка.
10
3. Принцип деятельности – развитие и воспитание ребенка осуществляется
посредством сенситивного вида детской деятельности – рисование.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием
речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой
работы.
Кроме того, в ходе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
- группового обучения;
- культурно-воспитывающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- игрового обучения;
- дифференцированного обучения;
- развивающего обучения;
- здоровьесберегающего обучения.
Формы отслеживания результата:
- наблюдение;
- участие в конкурсах различного уровня;
- участие в творческих выставках.
Мониторинг не предполагает специальных форм организации детей,
осуществляется во время занятий в форме педагогического наблюдениях.
Проводится 2 раза в год (в сентябре и апреле) с целью повышения эффективности 1
занятий и внесения необходимых корректировок.
11
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
Название раздела,
темы
Предметное
рисование
Сюжетное
рисование
Рисование по
замыслу
Декоративное
рисование
Всего часов
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения
Количество часов
всего
теория
практика
16
4
12
30
7,5
22,5
16
4
12
10
2,5
7,5
72
18
54
Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание программы I года обучения
Раздел 1. Предметное рисование.
Теория: Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов
и явлений на основе представлений, полученных как в результате
непосредственного изучения предметов, так и при рассматривании репродукций,
фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях. Продолжать учить 2
передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и
взаимное размещение частей; передавать несложные движения. Учить замечать
общее очертание и отдельные детали, контур, колорит, узор. Чтение стихов,
загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений. Объяснение и
показ образцов и способов выполнения работы.
Практика: Совершенствование изобразительной техники акварельными и
гуашевыми красками, цветными карандашами, фломастерами, восковыми
мелками. Развивать технические навыки в работе кистью и графическими
материалами. Закреплять умение делать легкий набросок рисунка простым
карандашом. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение красками,
дополнять рисунок интересными необходимыми деталями. Развивать цветовое
восприятие окружающей природы. Наблюдательность в выборе цвета и оттенков.
Раздел 2. Сюжетное рисование.
Теория: Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка (лес, водоем,
пустыня), населять соответствующими обитателями. Обогащать содержание
изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного
развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о
семье, о бытовых, общественных и природных явлениях. Развивать
композиционное умение (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию
горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между
12
объектами). Учить рисовать, раскрывая тему сюжета, передавая характер и
поведение героев. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением
природных и бытовых объектов, явлений природы. Чтение стихов, загадывание
загадок, прослушивание музыкальных произведений. Объяснение и показ образцов
и способов выполнения работы.
Практика: Совершенствование изобразительной техники акварельными и
гуашевыми красками, цветными карандашами, фломастерами, восковыми
мелками. Развивать технические навыки в работе кистью и графическими
материалами. Изображение природных и бытовых объектов, фигуры человека,
передавая форму, пропорции и расположение частей. Учить детей красиво
располагать изображение на листе бумаги.
Раздел 3. Рисование по замыслу.
Теория: Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное
творческое начало. Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка. Создать
условия для экспериментирования с различными художественными материалами,
изобразительными техниками. Прослушивание музыкальных произведений,
чтение стихов, создание игровой мотивации.
Практика: Рисование природных и бытовых объектов, фигуры человека в
движении, передача изобразительными средствами характерных деталей,
делающих изображение выразительным, образным. Подбор контрастных
цветосочетаний в соответствии с содержанием и характером образа.
3
Раздел 3. Декоративное рисование.
Теория: Различать виды народного прикладного искусства. Различать и
называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности. Знакомить с
новым видом (дымковская) а также с предметами разных промыслов с
растительным узором (хохлома). Учить видеть красоту геометрических и
растительных узоров: травка, цветок, лист, ягодка, изображение птиц.
Рассматривание иллюстраций по народному творчеству, рассматривание народных
декоративных росписей, чтение стихов, потешек, песенок, прослушивание
музыкальных произведений, объяснение и показ способов выполнения работы.
Практика: Составление узоров на основе некоторых видов декоративноприкладного искусства (дымка, хохлома, Воронеж). Выделение геометрического,
растительного и сюжетного элемента узора. Передача колорита определенной
росписи, ее характерной композиции.
№
1
Название раздела,
темы
Предметное
рисование
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II год обучения
Количество часов
всего
теория
практика
11
2,5
8,5
Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
13
2
3
4
Сюжетное
рисование
Рисование по
замыслу
Декоративное
рисование
Всего часов
31
8
23
19
5
14
11
2,5
8,5
72
18
54
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание программы II года обучения
Раздел 1. Предметное рисование.
Теория: Знакомство детей с произведениями разных видов искусства
(живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура,
скульптура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования
эстетического отношения к окружающему миру. Поддерживать стремление детей
видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже
знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих
поисках художника при создании произведениям, о том, какими художественными
средствами передается настроение людей и состояние природы. Чтение стихов,
загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений. Объяснение и
показ образцов и способов выполнения работы.
Практика: Совершенствовать специфические умения во всех видах
изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального
и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение 4
(форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;
передавать достаточно сложные движения. Тренировать в различных приемах
рисования кистью, учить рисовать кистями разной толщины с разным нажимом.
Сочетать различные техники рисования. Учить смешивать краски, чтобы
получились новые цвета и оттенки. Закреплять умение вливать цвет в цвет.
Развивать цветовое восприятие, творческую активность и наблюдательность.
Раздел 2. Сюжетное рисование.
Теория: Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире
красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения
искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании
произведения. Рассказывать о том, какими художественными средствами
передается настроение людей и состояние природы. Активизировать выбор
сюжетов о семье, о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом,
город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, веселые приключения,
дальние страны); поощрять интерес к изображению человека при создании
пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать
животных с детенышами в движении. Просмотр видео, а также иллюстраций,
картинок с изображением природных и бытовых объектов, явлений природы.
Чтение стихов, загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений.
Объяснение и показ образцов и способов выполнения работы.
14
Практика: Рисование бытовых и природных объектов, передавая
настроение, цветовую гамму, композицию, включая знакомые изображения,
варьируя их размер, положение на листе бумаги. Развивать слитные, легкие
движения при рисовании контура. Закреплять знания о цвете, способах рисования
карандашом (нажим, направление штриха, смешивание цвета), способах рисования
красками, смешивать их с белилами, накладывать один цвет на другой по мере
высыхания. Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность и
т.п. Добиваться большей выразительности, сочетая различные техники и
материалы.
Раздел 3. Рисование по замыслу.
Теория: Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных
образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и
приемов реализации замысла. Развивать стремление запечатлевать их в рисунке.
Прослушивание музыкальных произведений, чтение стихов, создание игровой
мотивации.
Практика: Повторять с детьми виды изобразительной деятельности, учить
определять к какому жанру живописи относиться каждый рисунок. Рисование
карандашами, красками, фломастерами, восковыми мелками, ручками. Доводить
начатое дело до конца.
Раздел 4. Декоративное рисование.
Теория: Различать виды народного декоративно-прикладного искусства,
знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках. Воспитывать 5
уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления дома.
Знакомить с новыми видами (городец, гжель). Учить выделять средства
выразительности: элементы узора их цвет, сочетания, колорит росписи, ритм
элементов, цветовых пятен в узоре, видеть связь узоров с формой. Знакомить с
народным костюмом, в том числе Воронежского края. Рассматривание
иллюстраций по народному творчеству, народных декоративных росписей, чтение
стихов, потешек, песенок, прослушивание музыкальных произведений, объяснение
и показ способов выполнения работы.
Практика: Составление узоров на основе некоторых видов декоративноприкладного искусства (народных игрушек, хохломы, городца, гжели, кружев,
тканей, платков, ковров, полотенец). Передавать колорит определенной росписи и
ее характерную композицию; симметричную, ассиметричную, украшение
шаблонов народных изделий. Создавать узоры для народного костюма: пояс,
кокошник, платье, сарафан. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность в
выборе цвета.
15
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Необходимым условием успешной реализации программы является создание
развивающей образовательный среды для учащихся. Занятия проходят в изостудии
– в просторном помещении с хорошим освещением благодаря большим окнам, а
также лампам дневного света. Изостудия оборудована столами, регулирующимися
по высоте, стульями, разнообразными художественными инструментами и
материалами, обеспечивающими образовательный процесс. В изостудии имеется
большая магнитно-маркерная доска, проектор и проекционный экран, компьютер,
цветной принтер.
Учебно-методические условия
Изостудия оснащена всеми необходимыми методическими материалами:
- предметы декоративно-прикладного искусства и народного промысла:
Хохлома, Гжель, дымковская игрушка, семеновская и воронежская матрешки,
воронежская керамика. Кроме того, рядом с изостудией находится Комната
крестьянского быта, являющаяся результатом проектной деятельности
сотрудников детского сада, детей и их родителей. В комнате собраны старинные
или имитирующие их предметы народного быта, известные детям по сказкам: 6
русская печь, ухват, кочерга, чугунки, кровать с лоскутным одеялом, вышитым
подзором и наволочками, красный угол с иконами, керосиновая лампа, прялка и
моталка, вышитые полотенца, домашняя утварь, деревянные лавки и стол, самовар,
рукомойник;
- искусственные цветы, фрукты, игрушки для обследования и рисования с
натуры;
- богатый иллюстративный материал к темам программы: плакаты,
фотографии, книги с иллюстрациями, репродукции картин и т.п.;
- электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации,
разработанные педагогом по темам программы, видеоролики, песни.
Литература
Азбука русской живописи. Под редакцией Л. Жукова. – М.: «Белый город»,
2008.
Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М.: Гном и Д, 2006.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – М.:
Детство-Пресс, 2005.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – М.: Детство- Пресс, 2004.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа,
конспекты) – Г.С. Швайко. М., 2003
16
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.– М.: МозаикаСинтез, 2016
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Творческий
центр Сфера, 2012
Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Т.С. Комаровой. – И.:
Педагогическое общество России, 2005
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. —
Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
Ребенок XXI века. Воспитание культурой – Н.Б. Кутьина, СПб., 2010
Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
занятия, планирование. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: Творческий центр Сфера,
2005
Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ / Методическое
пособие. – М.: Творческий Центр Сфера, 2008.
Традиции культуры Воронежского края на занятиях изобразительной
деятельности в детском саду / Е.В. Селиванова. – Воронеж, 2008
7
17
Приложение 1
Календарный учебный график
I год обучения
№ Месяц
1
2
1
2
4
5
Сентябрь
3
6
7
8
10
11
12
Октябрь
9
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
3
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
1
Нарисуем лето
изостудия
1
Жуки на поляне
изостудия
1
Портрет гриба
изостудия
1
В саду созрели яблоки
изостудия
1
Знакомство с акварелью. Воздушные шары
изостудия
1
Овощи на тарелочке
изостудия
1
Мишка косолапый
изостудия
1
Дымковский конь
изостудия
1
Золотая осень
изостудия
1
Осеннее дерево и кусты
изостудия
1
Автобус едет по улице
изостудия
1
Осеннее ненастье
изостудия
18
1
8
1
2
14
15
Октябрь
13
16
17
18
20
21
Ноябрь
19
22
23
24
26
27
Декабрь
25
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Прогулки под дождем
изостудия
1
Воронежские узоры
изостудия
1
Три медведя
изостудия
1
Уточки
изостудия
1
Птицы улетели
изостудия
1
Кабан – лесной житель
изостудия
1
Три поросенка
изостудия
1
Шаль для дымковской барышни
изостудия
1
Дом, в котором я живу
изостудия
1
Пожарная машина
изостудия
1
Пожар в лесу
изостудия
1
Роспись дымковской куклы
изостудия
1
Поэзия народного костюма
изостудия
1
Снег кружится – белая вся улица
изостудия
1
Ели на опушке
изостудия
19
1
9
1
2
28
30
31
Декабрь
29
32
33
34
36
37
Январь
35
38
39
41
42
Февраль
40
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Синий зимний вечер
изостудия
1
Здравствуй, Золотая Хохлома
изостудия
1
Танец Снегурочки
изостудия
1
Поздравительная открытка
изостудия
1
изостудия
1
Что мне больше всего понравилось на
утреннике?
Что принес мне дед Мороз?
1
Сказка Рождества
изостудия
1
Зимние забавы
изостудия
1
Волшебные снежинки
изостудия
1
Зимняя жизнь Воронежских лесов
изостудия
1
Встречи на заповедных тропах. Лось
изостудия
1
Важный житель Шиповой дубравы
изостудия
1
Украшение мисочки. Хохлома
изостудия
1
Замок волшебного города
изостудия
1
Изба – старинная постройка
изостудия
изостудия
20
2
0
1
2
23
45
46
Февраль
44
47
48
49
50
51
53
Март
52
54
55
56
57
Апрель
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Белая береза под моим окном
изостудия
1
Деревья в инее
изостудия
1
Трудолюбивый грузовик
изостудия
1
Наша армия родная
изостудия
1
Удивительный хамелеон
изостудия
1
Динозавры
изостудия
1
Букет маме
изостудия
1
Портрет мамы
изостудия
1
Широкая Масленица
изостудия
1
Матрешка
изостудия
1
Подснежник – тонкий стебелек
изостудия
1
Звери в весеннем лесу
изостудия
1
Глиняный кувшин с весенними веточками
изостудия
1
Вышитое полотенце
изостудия
1
На далеких планетах
изостудия
21
2
1
1
2
58
59
61
62
Апрель
60
63
64
65
66
67
69
70
71
72
Май
68
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
На зарядку становись!
изостудия
1
Скворцы прилетели
изостудия
1
Весна – большая вода
изостудия
1
Паруса
изостудия
1
Сказочные птицы
изостудия
1
Кошки на окошке
изостудия
1
Роспись яичка
изостудия
1
Салют над городом
изостудия
1
Цветущий сад
изостудия
1
Кони на лугу
изостудия
1
Муравейчик и жучок на одном цветочке
изостудия
1
Воронежские просторы
изостудия
1
Моя семья
изостудия
1
Аромат лета
изостудия
1
Едем на пикник
изостудия
22
2
2
Приложение 2
Календарный учебный график
II год обучения
№ Месяц
1
2
1
2
4
5
Сентябрь
3
6
7
8
10
11
12
Октябрь
9
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
3
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
1
Вот лето пролетело
изостудия
1
Ягодный коктейль
изостудия
1
Мишка очень любит мед
изостудия
1
Домик для гусенички
изостудия
1
Солнышки в букете
изостудия
1
Овощи на грядке
изостудия
1
Трактор
изостудия
1
Хохломская роспись в квадрате
изостудия
1
Белочка с грибком
изостудия
1
Ежик несет яблочко
изостудия
1
Золотая осень
изостудия
1
Прогулка в парке
изостудия
23
2
3
1
2
14
15
Октябрь
13
16
17
18
20
21
Ноябрь
19
22
23
24
26
27
Декабрь
25
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Осенний натюрморт
изостудия
1
Сорока на ветке рябины
изостудия
1
Бобры – отличные строители
изостудия
1
Дымковский конь
изостудия
1
До свиданья, край родной
изостудия
1
Загрустило болото
изостудия
1
Осеннее ненастье
изостудия
1
Воробыше
изостудия
1
Городецкий узор на полосе
изостудия
1
Осеннее дерево, ель и сосна
изостудия
1
Пожарные машины спешат на пожар
изостудия
1
Барышни-франтихи. Дымка
изостудия
1
Чудо-птица павлин
изостудия
1
Жар-птица и Иван-царевич
изостудия
1
Лунная зимняя ночь
изостудия
24
2
4
1
2
28
30
31
Декабрь
29
32
33
34
36
37
Январь
35
38
39
41
42
Февраль
40
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Дремлет лес под белым одеялом
изостудия
1
Нежная Снегурочка
изостудия
1
Маскарад
изостудия
1
Новогодняя открытка
изостудия
1
Новогоднее веселье
изостудия
1
Морозные узоры
изостудия
1
Комнатное растение
изостудия
1
Дорога в церковь
изостудия
1
Рождественский ангел
изостудия
1
Снегири
изостудия
1
Городецкое панно
изостудия
1
Сладко спит медведь в берлоге
изостудия
1
Благородный олень
изостудия
1
Дворец для принца и принцессы
изостудия
1
Избушка на курьих ножках
изостудия
25
2
5
1
2
43
45
46
Февраль
44
47
48
49
50
51
53
Март
52
54
55
56
57
Апрель
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Ворона летит
изостудия
1
Песни метели
изостудия
1
Хохломское блюдо
изостудия
1
Белый Бим – черное ухо
изостудия
1
Пограничник с собакой
изостудия
1
Папа – мастер
изостудия
1
Букет для мамы
изостудия
1
Любимая мамочка вместе со мной
изостудия
1
Совушка-сова
изостудия
1
Театр оперы и балета
изостудия
1
На арене цирка
изостудия
1
В воронежской избе
изостудия
1
Пряха
изостудия
1
Сине-голубое чудо. Гжель. Чайная пара
изостудия
1
Инопланетяне
изостудия
26
2
6
1
2
58
59
61
62
Апрель
60
63
64
65
66
67
69
70
71
72
Май
68
3
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
4
5
6
7
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
В открытом космосе
изостудия
1
Скворцы прилетели
изостудия
1
Воронеж – колыбель русского флота
изостудия
1
Петр Первый
изостудия
1
Городецкие птицы
изостудия
1
Роспись яичка
изостудия
1
На веточке черемухи поющий соловей
изостудия
1
И помнит мир спасенный
изостудия
1
Ветка цветущей яблони
изостудия
1
Сирень
изостудия
1
Уж как я свою коровушку люблю
изостудия
1
Радуга над лугом
изостудия
1
Городецкий конь
изостудия
1
Живой цветок
изостудия
1
Прощай, любимый детский сад!
изостудия
27
2
7
2
8
28